Погрузка нефти и нефтепродуктов на РЖД в 2023 году сократилась до 210,1 млн т (-2,7%). При этом экспорт нефти и нефтепродуктов на РЖД снизился на 3,5%. Почему так произошло и что будет дальше?
На РЖД в сегменте нефтегрузов традиционно объем погрузки определяли три номенклатуры: по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", в среднем за 2023 год это дизтопливо (30%), мазут (27%) и бензин (22%).
Правда, по осени стали заметны структурные подвижки: доля мазута сократилась на 2 п. п., а бензина – увеличилась почти на столько же.
Среди небольших по объемам номенклатур подвижки в конце III – начале IV квартала коснулись битума и гудрона (+1 п. п. по сравнению с весной 2023 г.), керосина (-1 п. п.) и прочих темных нефтепродуктов (-0,6 п. п.).
Доля остальных видов нефтегрузов в перевозках на РЖД практически не изменилась.
Экспорт ослабел
Все рокировки преимущественно касались структуры экспорта. Погрузка на экспорт нефти и нефтепродуктов на РЖД снизилась на 3,5%.
Если же взять общую картину, то она в течение 2023 года оставалась достаточно стабильной: около 61% составляли внутренние перевозки, на долю экспорта пришлась еще треть, а остальное (6%) составил транзит.
В целом погрузка нефти и нефтепродуктов на сети ожидаемо ушла в минус (-3% к 2022 г.). При этом нельзя сказать, что ее вниз утянул исключительно экспорт: его динамика просела, но при этом уменьшилась погрузка и на внутренних маршрутах.
Что сдерживало грузопотоки?
Напомним, что сначала рынок лихорадили санкции, затем вывоз за рубеж бензина и дизтоплива из РФ ограничили. Это привело к спаду перевозок на РЖД двух указанных экспортных позиций: начиная с сентября 2023 года он составил от -16 до -57% в зависимости от месяца поставок.
Однако тут следует уточнить: запрет не распространялся на вывоз низкооктанового бензина и полуфабрикатов для дизтоплива. Это – традиционные номенклатуры российского экспорта.
Соответственно, введенные в РФ ограничения на вывоз бензина и дизтоплива не должны были привести к обвалу экспорта. Тем более что обычно по осени его размер увеличивался. Но в конце 2023 года сеть стала тормозом для цистерн.
Ожидается ли продолжение спада погрузки нефти и нефтепродуктов в 2024 году? Читайте подробнее в №1-2 журнала "РЖД-Партнер".
Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы", а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.
• Всем подписчикам журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" предоставляется 10%-ная скидка при подписке на исследование "Ставки и грузовые вагоны".
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала "РЖД-Партнер" доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.
Подписывайтесь на "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы". Будьте в курсе событий транспортного рынка!
У вас остались вопросы?
Задайте их!
тел.: + 7 (812) 418-34-99
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 02.02.2024 |