Полтора года понадобилось "Транснефти", чтобы построить нефтепровод Пурпе - Самотлор протяженностью 430 км и первоначальной мощностью 25 млн тонн. Он станет частью магистральной нефтепроводной системы по маршруту Заполярье (ЯНАО) - Пурпе (ЯНАО) - Самотлор (ХМАО), которая строится в два этапа.
С вводом в эксплуатацию участка Заполярье - Пурпе пропускные способности трубы могут быть увеличены до 50 млн тонн нефти в год. Пурпе - Самотлор соединит грузопотоки нефти с месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа с нефтеперерабатывающими заводами России и экспортной трубопроводной системой. Но главное, что эта магистраль станет своеобразной трубопроводной "перемычкой" между традиционным западным и развивающимся восточным направлением транспортировки нефти. "Это придаст гибкость поставкам нефти в зависимости от мировой конъюнктуры", - говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко.
"Раньше в трубу "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) шли поставки по обходному маршруту из Пурпе в Сургут и Омск, откуда нефть направлялась в Анжеро-Судженск и далее в ВСТО. Пурпе - Самотлор позволит нефти напрямую из Самотлора переправляться в Анжеро-Судженск, что сократит транспортный маршрут примерно на 35-40%", - добавляет директор департамента Due Diligence "2К Аудит - Деловые Консультации/ Морисон Интернешнл" Александр Шток.
Для РЖД введение в строй нового участка тоже сулит прибыль.
"Нефтепровод позволит увеличить объем перекачки сырой нефти по трубопроводной системе ВСТО. Как известно, часть из этого объема появляется на железной дороге и возится маршрутами по направлению Сковородино - Козьмино. Поэтому можно ожидать увеличения объемов перевозок нефти по железной дороге, но до того времени, пока не будет запущен ВСТО-2, тогда вся сырая нефть уйдет в трубу", - говорит господин Куротченко.
Однако, отмечает он, до строительства данной "перемычки" поставки сырой нефти в большей степени были ориентированы на запад, где по трубе она доходила до нефтеналивного терминала в порту или уходила на экспорт через Белоруссию в Европу.
"Поэтому данные объемы сырой нефти в западном направлении железнодорожный транспорт практически "не видел", а при переключении части объема ранее поставляемой нефти на восток с учетом роста добычи на Ванкорском месторождении можно ожидать роста объема перевозок по "железке" на Дальнем Востоке", - прогнозирует эксперт.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 02.11.11 | Маневры с ресурсами |