21-02-17 / 2017
Новости отрасли
Нефть утекла в трубу

Министерство экономического развития совместно с Минтрансом, Минэнерго, ФАС России и ОАО "РЖД" рассмотрело предложение о разработке схемы по балансу рынка транспортировки нефти и нефтепродуктов сроком на три или пять лет, поступившее от саморегулируемых организаций "Союз операторов железнодорожного транспорта" СОЖТ и "Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта" АСКОП.

Операторам рассказали о "структурных сдвигах" в нефтяной отрасли. Организации просили принять меры для сохранения объемов перевозки нефтепродуктов по железной дороге. В министерстве поставили под сомнение аргументы операторов и фактически отказались удовлетворить предложение. Минэкономразвития порекомендовало железнодорожным операторам активнее привлекать клиентов.

Как сообщал "Гудок", в декабре 2016 года объединения операторов обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с предложением сбалансировать рынок перевозок нефти и нефтепродуктов. Отсутствие баланса, по мнению операторского сообщества, привело к падению объемов нефтеперевозок по железной дороге в связи с ростом конкуренции с трубопроводным транспортом. "Перед операторским сообществом сегодня стоит задача сохранения существующей грузовой базы железнодорожного транспорта. В настоящее время важно обеспечить планирование имеющихся транспортировочных мощностей, взаимодополняемость железнодорожного, трубопроводного, водного и автомобильного транспорта", – считает исполнительный директор СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" Алексей Дружинин. Фактически операторы предложили правительству разработать мероприятия по урегулированию рынка транспортировки наливных грузов.

Министерство экономического развития по поручению аппарата правительства подготовило ответ на декабрьское обращение АСКОП и СОЖТа. Копия письма, подписанного директором Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярославом Мандроном, имеется в распоряжении "Гудка".

Минэкономразвития, со ссылкой на статистику Минэнерго, объяснило ухудшение в железнодорожном сегменте общим спадом на рынке транспортировки нефтепродуктов. Статистика по объемам перевозки нефти железнодорожным и трубопроводным транспортом и динамика перераспределения грузопотоков в пользу трубопроводного транспорта в письме Минэкономразвития не приводится, несмотря на то что спад в объемах железнодорожных перевозок по данному виду груза также вызвал обеспокоенность АСКОП и СОЖТа. Однако данная проблема в письме министерства была обойдена вниманием. Темы перевозок нефти по железной дороге в министерстве коснулись только в предпоследнем абзаце трехстраничного письма. "Учитывая относительно небольшие объемы перекачки трубопроводным транспортом нефтепродуктов по сравнению с перекачкой нефти, субъектам рынка железнодорожных перевозок в целях увеличения загрузки имеющихся транспортных мощностей в первую очередь следует обратить внимание на рынок транспортировки нефти, используя при этом широкий спектр механизмов привлечения клиентов: гибкую ценовую политику, индивидуальный подход", – рекомендовано Минэкономразвития.

"Предлагаемая к разработке схема транспортного баланса рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов может носить исключительно оценочный характер с учетом сложившихся тенденций в нефтяной отрасли", – указано в завершении письма. Какую именно схему транспортного баланса имеют в виду чиновники, в документе не уточняется, ведь АСКОП и СОЖТ никакой конкретной схемы в своем письме Аркадию Дворковичу не предложили.

В Союз операторов железнодорожного транспорта письмо Минэкономразвития пока не поступило. В Ассоциацию перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта, объединяющую преимущественно операторов, специализирующихся на перевозке нефти и нефтепродуктов, письмо пришло. В АСКОП, вероятно, предпочли взять тайм-аут, чтобы согласовать дальнейшие действия с СОЖТом.

Руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает, что ответ чиновников был ожидаемым. "Предложение "Транснефти" изначально выгоднее для нефтяных компаний, – считает аналитик. – Рынок перевозок нефтепродуктов и нефти становится все более конкурентным, от конкуренции с трубопроводным транспортом страдают не только железнодорожники, но и речники, например. Не могу не согласиться с чиновниками – операторам следовало бы давно озаботиться диверсификацией бизнеса по перевозке в цистернах".

В агентстве Argus полагают, что железнодорожным операторам придется более гибко использовать конкурентные преимущества. "У железнодорожного транспорта в сравнении с трубопроводным есть неоспоримое преимущество в виде возможности сохранения качества наливных грузов и возможности перевозок нефтепродуктов широчайшей номенклатуры", – считает старший вице-президент Argus по России, СНГ и странам Балтии Вячеслав Мищенко.

Вадим Сипров

Справка

"Гудка"

По данным Минэнерго России, в 2016 году на рынке перевозок нефтепродуктов наметился спад, который оценивается в 20,4 млн тонн, или 11,8% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. Объемы перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом за 10 месяцев 2016 года составили 102,7 млн тонн (–18,3 млн тонн, или 15,1%, к аналогичному периоду 2015 года). Трубопроводным транспортом перевезено 29,3 млн тонн нефтепродуктов (+1,5 млн тонн, или +5,3%, к аналогичному периоду 2015 года). Доля перевозок нефтепродуктов железнодорожным транспортом составила 67,3% (снижение на 2,7 процентного пункта к 2015 году), трубопроводным транспортом – 19,2% (рост на 3,2 процентного пункта к 2015 году).

СОЖТ и АСКОП оценивают сокращение грузовой базы операторов за счет перехода на транспортировку по трубопроводам ПАО "Транснефть" за девять месяцев 2016 года более чем в 5,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Погрузка сырой нефти в январе – октябре 2016 года на сети железных дорог снизилась на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.02.2017