09-04-23 / 2023
Компания в СМИ
Нефть, удобрения и автомобили. Главные тренды года в контейнерных перевозках

По данным ОАО "РЖД", в январе – марте 2023 года по сети перевезено 1 млн 733,7 тыс. груженых и порожних контейнеров TEU (двадцатифутовый эквивалент). Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 9,7% – до 1 млн 272,7 тыс. TEU, в них перевезено 18,2 млн тонн грузов. Во внутрироссийском сообщении отправлено 663,7 тыс. TEU, что 6,4% больше уровня прошлого года.

Универсальность увеличивает спрос

Сегодня в контейнерах перевозится широкая номенклатура грузов, по многим из них наблюдается определенный рост. Увеличиваются объемы транспортировки химикатов и соды, бумаги, черных металлов, строительных грузов, зерна и продуктов его перемола, каменного угля, картофеля, овощей, фруктов и рыбы.

"Не так давно перечень товаров, отправляемых в контейнерах, составлял более 2 тыс. видов номенклатуры, а сейчас этот показатель превысил 4 тыс.", – говорил в марте на ежегодной конференции "ЗаКонтейнерами" заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.

По словам исполнительного директора Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергея Авсейкова, на данный момент наблюдается повышенный спрос на контейнерные перевозки со стороны грузоотправителей на всех направлениях.

Что имеет вес

Увеличиваются объемы перевозки нефти и нефтепродуктов. Всего за I квартал по сети ОАО "РЖД" перевезено 23 тыс. TEU, что на 22,9% больше показателей прошлого года.

Как рассказал "Гудку" советник генерального директора "Балттранссервиса" Владимир Прокофьев, по причине дефицита цистерн на все не востребованные ранее танк-контейнеры появился спрос. При организации мультимодальных перевозок, отправке небольших партий нефтепродуктов в отдаленные районы использование специализированных контейнеров более удобно.

"Мы могли бы наблюдать более значительный рост, если бы парк такой "тары" был больше", – отметил он.

Выросли перевозки в контейнерах автомобилей и комплектующих (88,9 тыс. TEU, 36%), машин, станков, двигателей (107,8 тыс. TEU, 8,7%). Основным поставщиком этих номенклатур в Россию на данный момент является КНР.

Перевозка автомобилей в контейнере более дешевая в сравнении со специальным подвижным составом. При использовании контейнера автомобили не требуют перегрузки и идут напрямую получателю, ранее рассказывал "Гудку" генеральный директор ООО "Аппарель" Дмитрий Золотарев.

По данным Транспортной группы FESCO, в прошлом году основными пограничными сухопутными переходами, по которым ввозили контейнеры с готовыми автомобилями, стали Наушки и Забайкальск. В свою очередь, ОАО "РЖД" продолжает строительство и модернизацию железнодорожных пограничных переходов с КНР. Так, в текущем году на эти цели холдинг планирует потратить почти 4 млрд руб.

Еще одной номенклатурой грузов, показавшей значительный рост (в 3,9 раза), стали перевозки химических и минеральных удобрений – 65 тыс. TEU. Это может быть связано с переориентацией белорусских экспортных удобрений на азиатский рынок.

"Невозможность осуществления логистических операций через порты Балтики предопределяет переориентацию грузоотправителей и операторов на восточное направление", – говорит директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов.

Так, по данным ОТЛК ЕРА, за 2022 год в КНР отправлено более 52 тыс. TEU с калийными удобрениями. При этом следует отметить, что ранее они не перевозились в контейнерах по маршрутам компании.

Оптимистичный прогноз

Эксперты рынка полагают, что объемы транспортировки грузов в контейнерах продолжат рост.

На их увеличение может повлиять рост провозной способности на Восточном полигоне до 158 млн тонн в этом году. "Контейнерные перевозки через порты Дальнего Востока продолжат активный рост при должном развитии транспортно-логистической инфраструктуры", – считает Игорь Смирнов.

Кроме того, контейнерные операторы сегодня активно развивают собственные сервисы (в том числе покупают флот deep sea) на северо-западе и юге станы, диверсифицируя потоки.

"Это позволяет оптимистично смотреть на объемы и ожидать роста перевозок", – подытожил Сергей Авсейков.

Источник Дата
Гудок 09.04.2023