21-01-20 / 2020
Новости отрасли
Нефть сливается в Brunswick Rail

ПГК продала весь парк цистерн

Brunswick Rail, о намерении приобрести которую заявляла Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), заметно укрепила свои позиции на рынке перевозки нефти и нефтепродуктов. Компания приобретает 13 тыс. цистерн у Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина. Сумма сделки не раскрывается, однако, по оценкам источников "Ъ" на рынке, может составить порядка 19 млрд руб., исходя из условий, которые предлагала ПГК. С этой сделкой ПГК выходит из нефтеналивного сегмента, а Brunswick Rail с 17 тыс. цистерн сможет обеспечить дополнительным парком отраслевых грандов, которые вступят в борьбу за новые крупные контракты от "Роснефти" в 2021 году.

Первая грузовая компания Владимира Лисина продает весь парк цистерн - порядка 13 тыс. единиц. Как рассказали "Ъ" два источника на рынке, компания, которая приняла стратегическое решение по выходу из нефтеналивного сегмента, искала покупателей в широком круге специализированных операторов, обращаясь в "Нефтетранссервис" Вячеслава и Вадима Аминовых и Алексея Лихтенфельда, "Трансойл" Геннадия Тимченко, RailGo Рахмана и Искандера Халиловых, но не договорилась о цене. Один из источников "Ъ" уточняет, что у ПГК парк цистерн немолодой, у 4 тыс. цистерн срок службы истекает в 2020-2023 годах, еще у 3 тыс. - до 2029 года. При этом запросы у ПГК были в интервале 1,4-1,5 млн руб. за единицу, а покупатели были готовы максимум на 1,2-1,3 млн руб.

Тем не менее, рассказывают три собеседника "Ъ" на рынке, в итоге покупатель был найден. По их словам, им стала оперлизинговая компания Brunswick Rail Ильи Беляева. В Brunswick Rail "Ъ" подтвердили факт сделки, не раскрывая сумму и условия. Приобретение 13 тыс. цистерн сильно меняет структуру парка Brunswick Rail. До сделки компания располагала лишь 4 тыс. цистерн - впрочем, довольно новых. Общий парк компании - около 28 тыс. вагонов.

ПГК в данный момент - один из основных игроков рынка перевозок нефтеналивных грузов. 1 января 2016 года компания заключила долгосрочный контракт с "Роснефтью" на перевозки 83 млн тонн нефтегрузов до 31 марта 2021 года. В ПГК от комментариев отказались.

Сама Brunswick Rail в последние месяцы находилась в процессе подготовки к поглощению - о намерении приобрести ее заявляла Государственная транспортная лизинговая компания в партнерстве с Freight Village RU (см. "Ъ" от 11 ноября 2019 года). В октябре глава ГТЛК Сергей Храмагин говорил, что со структурой сделки компания определится в ближайшее время. В ГТЛК не уточнили статус сделки.

Собеседник "Ъ" на рынке говорит, что ситуация на рынке нефтеналива непростая - этой зимой наблюдается профицит, несмотря на то что зима - традиционно высокий сезон для этого сегмента. Eсли летом существует фактор ремонта НПЗ и конкуренции со стороны речного транспорта, зимой парка обычно не хватает. В сложившуюся ситуацию, полагает он, свой вклад внесло множество факторов, в том числе теплая зима и невысокие объемы переработки.

Между тем, говорит глава "InfolineАналитики" Михаил Бурмистров, в целом рынок нефтеналива движется в сторону дефицита под влиянием списания парка и планируемого роста переработки нефти в 2020 году. Ставки достигают 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, что уже сопоставимо со ставками на полувагоны. При этом в первом квартале 2021 года истекают долгосрочные контракты "Роснефти", говорит эксперт, и основные участники рынка консолидируют парк в преддверии новой договорной кампании. В этой связи ПГК, у которой в действующих контрактах "Роснефти" задействовано более половины парка цистерн и чья стратегия не предполагает инвестиций в этот сегмент, выбрала оптимальный момент и покупателя, который позволит компании выполнить обязательства по контракту с "Роснефтью", отмечает господин Бурмистров. Собеседник "Ъ" на рынке предполагает, что пока парк будет отдан покупателем в аренду ПГК, которая продолжит исполнять контракты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ21.01.2020