07-11-12 / 2012
Новости отрасли
Недовольных условиями ведения бизнеса, которые изменились с вступлением России в ВТО, за год стало почти вдвое меньше

Этот вывод следует из исследования Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. На практике все оказалось не так страшно, "как об этом говорили", объясняют смену настроений эксперты. В то же время одна проблема остается неизменной: бизнесу, как и государству, катастрофически не хватает специалистов в области торговой политики и права ВТО.

В исследовании приняли участие 16 компаний (среди которых концерн ПВО "Алмаз-Антей", АЛРОСА, РЖД и др.) и 20 отраслевых объединений. Согласно опросу, 50% респондентов считают, что договоренности по изменению уровня таможенного тарифа никак не отражают их интересы. С достигнутыми результатами переговоров частично согласились 35,3% участников, а полностью удовлетворенными оказались лишь 14,7%. Снижение уровня тарифной защиты глава Минэкономразвития (МЭР) Андрей Белоусов ранее назвал платой за вход и сказал, что предприятия смогут со временем адаптироваться к новым условиям, так как ставки импортных пошлин будут уменьшаться постепенно. Так, если сегодня средний тариф составляет 9,5%, то в 2013 году он достигнет 7,4%, в 2014-м - 6,9%, в 2015-м - около 6%. То есть в целом к 2015 году снизится на 3,5 п.п.

Тем не менее по сравнению с прошлым годом число недовольных переменами заметно сократилось. В 2011 году о неприемлемости тарифных условий заявляли 80% респондентов. Столь заметные изменения авторы исследования связывают с повышением уровня информированности. "У страха глаза велики, на деле все оказалось не так плохо. Предприниматели увидели, что есть механизмы защиты, что рынок можно сохранять закрытым какое-то время", - объясняет директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслав Евсеев. Обновленный план адаптации российской экономики к условиям работы после присоединения к ВТО в конце октября был одобрен на правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемой Игорем Шуваловым, добавляет представитель МЭР.

Отметили участники исследования и преимущества присоединения к ВТО. К основным плюсам они отнесли возможность использования инструментов ВТО для борьбы с дискриминацией на внешних рынках (17,1% респондентов), снижение (отмену) ввозных пошлин на технологическое оборудование (14,6%), повышение инвестиционной привлекательности отрасли (11%).

Также стали говорить о защите интеллектуальной собственности компании вследствие принятия условий ВТО (9,8%). В том, что преимущества вообще отсутствуют, уверены 11% опрошенных.

Однако с точки зрения кадрового потенциала российский бизнес чувствует себя крайне уязвленным. О том, что компаниям не хватает специалистов в области торговой политики и права ВТО, заявили все 100% респондентов. При этом за необходимость обучения в соответствующих областях собственного персонала высказались 93% участников исследования. Около трети (30,6%) готовы даже привлекать к работе с ВТО иностранных специалистов, 33,3% не видят в этом необходимости, а 27,8% уверены, что этим вопросом должно заниматься государство.

Впрочем, кадровый вопрос стоит остро не только для бизнеса, но и для государства. России не хватает около 300 госслужащих и еще от нескольких сотен до нескольких тысяч юристов и экономистов, способных эффективно отстаивать интересы страны на международной арене. Г-н Белоусов обещал, что государство активно займется подготовкой соответствующих кадров при помощи российских вузов. "Такие программы уже есть, и они работают. Однако тут существует еще одна проблема. Пока в России не отлажен механизм взаимодействия бизнеса с государством именно с точки зрения членства в ВТО. Бизнес должен понимать, когда условия ВТО ему полезны, а когда, наоборот, нужно суметь отстоять свои интересы. Здесь важна помощь государства", - говорит профессор РЭШ Наталья Волчкова.

Слова эксперта подтверждают и результаты исследования. Так, 25,4% опрошенных отметили, что одной из самых необходимых мер адаптации бизнеса к условиям ВТО является проведение защитных расследований в отношении импортной продукции (антидемпинговые, компенсационные и др.). На втором месте - подготовка кадров (23,9%), на третьем и четвертом - поддержка путем осуществления госзакупок (15,5%) и повышение субсидирования отрасли со стороны государства (14,1%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily07.11.12Не так страшно в ВТО