21-02-18 / 2018
Новости отрасли
Недостатки Хоргоса меркнут перед преимуществами проекта

Свободная экономическая зона (СЭЗ) "Хоргос – Восточные ворота" площадью почти 4,6 тыс. га на границе Китая и Казахстана – больше чем просто перевалочный транспортный пункт. Конечно, одно из основных его назначений – перевалка контейнеров с узкой железнодорожной китайской колеи на широкую, действующую в странах СНГ. Эта функция получила здесь название "сухой порт" – как часть СЭЗ. Однако есть и символичный широкий смысл в таких терминах. Казахстан не имеет выхода к морю, не может развивать международное портовое сообщение. Но географическое положение, инфраструктурный потенциал страны диктуют возможность и необходимость ее сильных позиций в транзите из Азии в Европу. В том числе и в глобальной концепции Нового шелкового пути, продвигаемой Китаем. С данной точки зрения Хоргос – действительно важнейший сухой порт на этом шелковом пути. Он призван перевести на широкую колею движение огромного потока товаров.

Поэтому концепция СЭЗ – не только транспортный железнодорожно-автомобильный хаб с таможенными льготами и возможностью быстрой доставки товаров по глобальным направлениям – ЕС и ЕАЭС, Ближний Восток, Китай и пр.

В едином комплексе здесь и инвестиции в создание предприятий машиностроения, химической, пищевой, легкой промышленности.

Для привлечения инвестиций казахстанским законодательством для Хоргоса предусмотрены исключительно выгодные преференции. Если компании выпускают приоритетную продукцию, они освобождаются от НДС, корпоративного подоходного налога (КПН), налога на имущество, соцналога. Земля предоставляется бесплатно до 2035 года. Условия найма иностранной рабочей силы крайне упрощены, то есть иностранные инвесторы, например китайские, могут заходить на строительство и эксплуатацию своих предприятий в СЭЗ со своими же рабочими.

Одним словом, размах и свобода замысла впечатляют. Зона явно рассчитана прежде всего на китайских инвесторов и транспортные потоки от этой страны. Для Казахстана это хорошая возможность с относительно небольшими собственными вложениями получить на перспективу мощные действующие производства и доходы от транзита. Даже если сейчас, на первой стадии, пожертвовать бюджетными поступлениями из-за льгот. Китай же получает дополнительные производства с низкими затратами, прорыв на обширные рынки сбыта и транспортную доступность по низким таможенно-перевозочным тарифам, задействование избыточной рабсилы и пр.

Но в этой свободе есть и возможности злоупотреблений льготами. Например, в случае завоза в Казахстан практически готовой продукции под видом комплектующих ее небольшой доработки в СЭЗ и выпуска на рынок ЕАЭС как собственной. Не будет ли это элементом узаконенного демпинга? Или вопрос о необоснованной миграции рабочей силы из Китая в Казахстан в ущерб занятости самих жителей РК?

Однако, очевидно, подобные и другие проблемы воспринимаются организаторами не столь принципиальными на фоне вполне вероятных преимуществ и размаха проекта. Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.02.2018