14-08-12 / 2012
Новости отрасли
Недавно одобренная советом директоров ПГК сделка по продаже Трансойлу 10 тыс. вагонов-цистерн вызвала неоднозначную реакцию рынка

Ведь изначально с момента покупки 75% акций Первой грузовой представители холдинга UCL Rail недвусмысленно заявляли о своей заинтересованности в развитии данного сегмента. Теперь же ПГК фактически не только сокращает свое присутствие в сфере нефтеперевозок, но и усиливает номинального конкурента.

В компании отметили, что сделка с цистернами позволит увеличить собственный парк «Трансойла» на 70%, до 25 тыс. вагонов. Для ПГК же это означает сокращение парка цистерн на 14%, до 60 тыс. Комментарии непосредственных участников отличаются лаконичностью, что позволило некоторым экспертам предположить наличие неких неофициальных договоренностей между Владимиром Лисиным и Геннадием Тимченко, достигнутых еще в процессе подготовки аукциона по продаже акций ПГК.

Напомним, что изначально «Трансойл» Г. Тимченко рассматривался в качестве одного из основных претендентов на выставляемый на торги пакет, но в итоге победителем стала Независимая транспортная компания, контролируемая В. Лисиным. В итоге, согласно этой версии, произошел своеобразный размен, когда UCL Rail получил контроль над крупнейшим универсальным парком, а «Трансойл» сумел усилить свои позиции в сегменте нефтеперевозок.

В этом случае возникает ряд вопросов, в частности, остается непонятным, почему собственника сменил относительно небольшой пул вагонов, что никак нельзя сравнить с классическим вариантом размена активами или мощной консолидации активов под одним управлением. «Следует отметить, что продаваемые цистерны были в аренде у других операторов, – констатирует аналитик WCA Станислав Бандеров. – Фактически компания не осуществляла управление данным парком и, соответственно, говорить о том, что ПГК откуда-то уходит или где-то сокращает свое присутствие, было бы серьезным преувеличением. На фоне неопределенности, усиливающейся в связи с введением в эксплуатацию новых мощностей трубопроводного транспорта и активизации регуляторной политики государства в сфере перевозок сырой нефти, отказ от избыточных активов может быть достаточно эффективным шагом». По мнению эксперта, операторы вынуждены менять привычные схемы перевозки, что неизбежно повышает риски снижения маржинальности, и в этих условиях продать цистерны при относительно высоком рынке – вполне разумное решение. Ведь повышение конкуренции в данном сегменте, вызванное в том числе и сокращением спроса на перевозки в связи с уходом грузов на трубу, может вызвать не только снижение заинтересованности операторов в привлечении дополнительного подвижного состава на условиях аренды, но и увеличение объема предложения на рынке покупки цистерн.

«В сфере нефтеперевозок, в отличие, например, от транспортировки в универсальном составе, логистика и уровень сервиса никогда не являлись определяющими факторами, – отмечает топ-менеджер одной из компаний, владеющих парком цистерн. – Выбор оператора зачастую определяют совсем иные аспекты. Естественно, что в изменившихся условиях, когда наблюдается определенное переключение на транспортировку нефтепродуктов, в более выигрышном положении оказываются компании, имеющие более тесные связи с производителями. Время «вольных стрелков» уходит».

Отметим, что с курсом на диверсификацию именно «Трансойл» справляется достаточно успешно. Исходя из этого нет оснований предполагать какую-то нерыночную подоплеку продажи цистерн Первой грузовой.

Добавим, что первый заместитель генерального директора ОАО «ПГК» Алексей Шафранов пояснил ИА «РЖД-Партнер.Ру», что никаких дополнительных вариантов сокращения собственного парка цистерн в компании не разрабатывается и перевозка нефтепродуктов является одним из приоритетных направлений развития оператора.

По мнению С. Бандерова, даже в случае ухудшения конъюнктуры и существенного снижения маржинальности данного вида перевозок дальнейшее сокращение парка цистерн ПГК маловероятно. «Компания позиционирует себя как безусловный лидер не только на российском рынке, но и за пределами страны, – поясняет он. – В этих условиях отказ от каких-то активов может восприниматься как проявление низкой дееспособности менеджмента, что явно не пойдет на пользу имиджу Первой грузовой. Соответственно, иного выбора, кроме как любой ценой обеспечить эффективность, фактически нет».

Впрочем, каких-то сомнений в эффективности управления активами ПГК у экспертов нет. Поэтому продажа «бочек», по общему мнению, никак не может служить индикатором каких-то стратегических изменений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru13.08.12Цистерна как индикатор дееспособности