24-07-13 / 2013
Новости отрасли
Недавние сходы выявили системные недостатки в путевом комплексе

Неудовлетворительное состояние с обеспечением безопасности движения поездов на Забайкальской и Северо-Кавказской дорогах стало предметом принципиального и нелицеприятного разговора на высшем уровне компании. Селекторное совещание по разбору случаев схода провёл лично президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Как бы успокаивающе, по статистике, ни выглядела картина с безопасностью движения в целом на сети, каждое ЧП свидетельствует о неблагополучности. «А если такие случаи повторяются – значит работа руководящего состава компании носит поверхностный характер. Мы не доходим до сути проблем. Это недопустимо», – подчеркнул Владимир Якунин.

О сходах пассажирских поездов 22 июня на перегоне Таптугары – Семиозёрный Забайкальской дороги и 7 июля на перегоне Кисляковка – Крыловская Северо-Кавказской «Гудок» уже рассказывал. В обоих случаях причиной стал выброс, ответственность за который несут путейцы.

Наибольшее внимание было уделено разбору схода на Северо-Кавказской. Тогда на боку оказались девять вагонов поезда Новосибирск – Адлер. Именно в этом случае были выявлены системные недостатки в работе путевого комплекса.

Основной причиной аварии во вверенном ему подразделении начальник Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Андрей Здебский назвал формальный подход к осмотру пути. Причём на всех уровнях. «Начальник Тихорецкой дистанции пути уже не первый год болеет, его заместитель на учёбе. Обязанности начальника исполняет главный инженер дистанции. А на деле всё было «отдано на откуп» дорожному мастеру Константину Ковтуну и двум техникам. Почему-то там посчитали, что средний персонал готов заменить руководящий состав», – говорил Андрей Здебский.

Но ошиблись: не хватило ни добросовестности, ни технических знаний.

Цепочка нарушений выглядит следующим образом. В низшем звене не были вскрыты вопиющие недостатки в эксплуатации бесстыкового пути на 1461-м км Северо-Кавказской. Рельсы там попросту не были закреплены. И если по документам их расхождение равнялось нулю, на деле оказалось – от 5 до 90 мм. «Бархатный» путь в месте аварии прерывала «деревянная вставка», где полусгнившие деревянные шпалы не были заменены на железобетонные. По актам все работы были выполнены, якобы в прошлом году здесь проводили усиленный средний ремонт пути, а по сути, был лишь заменён балласт. Участок был принят с оценкой «отлично», Андрей Здебский при комиссионном весеннем осмотре на участок даже не взглянул и замечаний не записал.

Как подчеркнул Владимир Якунин, никакие ссылки на нехватку средств в данном случае неприемлемы: замена участка даже не была включена в техзадание.

Заместитель начальника дороги по территориальному управлению Валерий Юсупов, по его собственному признанию, недостатки выявил и дал соответствующую телеграмму. Но не проконтролировал устранение замечаний.

Особое возмущение главы компании вызвал тот факт, что люди получили деньги за невыполненную работу. А то, что привело к ЧП, он охарактеризовал как халатность, безразличие, граничащее с преступностью.

Владимир Якунин напомнил, что ещё в августе 2008 года после почти аналогичного крушения на Забайкальской дороге вышло распоряжение первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова. В нём перечисляются обязательные меры, в том числе создание на одной-двух станциях полигонов для обучения по содержанию бесстыкового пути. На Северо-Кавказской такие полигоны не появились.

К селектору Владимир Якунин вызвал заместителя начальника Тихорецкой дистанции пути Сергея Иванова. Тот пояснил, что ещё 4 июля, то есть за три дня до аварии, он проводил инструктаж бригады дорожного мастера Константина Ковтуна. И тому была запланирована одиночная смена шпал.

На место выехала бригада из трёх человек. Остальные 17 должны были подъехать и выправить участок. Но дорожный мастер, видимо, попросту не знал, как обслуживать бесстыковой путь. Да ещё и сфальсифицировал данные по путевому ремонту, доложив, что всё исправлено.

Сергей Иванов признал: его вина в том, что он не заставил руководство околотка на следующий день выехать на место и проверить участок.

«Сергей Анатольевич, у вас дочь и сын. Теперь представьте, что из-за какого-то разгильдяя с одним из них, не дай Бог, что-то случилось. Как бы вы к нему отнеслись?» – спросил его Владимир Якунин.

Сергей Иванов ответил, что сразу представил на месте пострадавших при крушении детей свою дочь, как раз в те дни ехавшую в лагерь отдыха. И не находит себе оправданий.

Начальник Северо-Кавказской Владимир Голоскоков сообщил, что по факту аварии заведено уголовное дело.

На Забайкальской дороге, по словам её начальника Валерия Фомина, аналогичные проблемы – контингент путевого хозяйства безграмотен. Как и у коллег на юге, большинство дорожных мастеров имеют опыт работы до трёх лет или вовсе таковым не обладают. Обходчики не выявляют недостатки, потому что мастера и начальники участков предпочитают таковые скрывать.

Выступавшие руководители компании говорили о том, что проблемы с бесстыковым путём возникают лишь там, где его не умеют обслуживать. Например, если бесстыковой путь идёт рядом с обычным, звеньевым. Для каждого из них требуются свой инструмент и квалификация.

Причём крепление типа АРС на бесстыковом пути вообще не требует дополнительного обслуживания. Однако, по словам вице-президента ОАО «РЖД» по инфраструктуре Александра Целько, на сети ещё 57 тыс. км пути с использованием креплений типа КБ, где и происходят ЧП.

Александр Целько также отметил низкое качество подготовки, переподготовки и невысокий уровень ответственности командного, среднего, младшего и рабочего звеньев путевого хозяйства.

Владимир Якунин ещё раз подчеркнул, что недопустима ситуация, когда высшему командному составу, правлению ОАО «РЖД» приходится разбираться с неисполнением приказов и инструкций компании на конкретных участках. Особенно приказов по аналогичным происшествиям пятилетней давности. По его словам, это свидетельствует о потере управляемости в инфраструктурном комплексе.

«Очень важно понимать, что все мы, начиная с президента компании и до путевого обходчика, несём свою меру ответственности за здоровье и благополучие людей и ценности, которые поручены ОАО «РЖД», – заявил Владимир Якунин.

По мнению Александра Целько, теперь вместо начальников отделений предусмотрена более мощная фигура – заместитель начальника дороги по территориям. Но раньше у руководителя линейного предприятия главным контролёром был начальник отделения. А заместители по территориям повсеместно пока таковыми не стали. Так, на Северо-Кавказской Валерий Юсупов, видя, что отсутствуют руководитель дистанции пути и контроль за ней, активно не вмешался в ситуацию. Владимир Якунин подтвердил: заместители начальников дорог должны быть не только контролёрами, но и организаторами. Полномочия они получат.

Тихорецкой дистанции пути дан месяц на наведение порядка. И на Северо-Кавказской, и на других дорогах президент поручил выявить приписки – люди должны выполнить работу, за которую уже получили деньги. В то же время глава компании строго запретил заставлять рабочих трудиться сверхурочно без оплаты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.07.13Лично в ответе