07-10-10 / 2010
Новости отрасли
Недавнее предложение РЖД в адрес крупнейших грузоотправителей страны запустить и опробовать новую пилотную систему управления вагонны...

На протяжении всего периода реформирования отрасли проводились попытки как со стороны РЖД так и со стороны других участников транспортного рынка внести на утверждение в федеральные органы исполнительной власти нормативные акты, которые бы более точно определяли полномочия и ответственность участников. За последние годы не раз сторонами обсуждались правила перевозки приватных порожних вагонов, вопросы распределения между перевозчиками ограниченных по пропускной способности ресурсов инфраструктуры, более точное определение оператора подвижного состава.

Однако процедурное решение этих вопросов оказалось достаточно затянутым, в то время как на сети появлялось все большее количество участников транспортного процесса. Как отметил на состоявшемся на днях совещании по вопросу создания новой модели взаимодействия между ОАО «РЖД», операторами подвижного состава и грузоотправителями глава компании Владимир Якунин, наличие множества операторов создает суету на инфраструктуре. «Для нашего рынка 800 операторов так же много, как и 2 тыс.», – добавил он. Все это привело к тому, что сегодня РЖД имеет не совсем четкие права на управление вагонопотоками на своей инфраструктуре, что порождает наличие встречных вагонопотоков, нерациональную нагрузку на инфраструктуру, малоэффективное использование погрузочных ресурсов. И в конечном итоге – приводит к сложностям в обеспечении вывоза предъявляемых грузов в полном объеме. Тем временем, как напомнил собравшимся президент компании, в 2011 году завершается третий этап Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и выделение инвентарного парка из структуры Российских железных дорог. «Мы фиксируем некоторое оживление грузоперевозок и экономической ситуации в целом, а значит, перед нами стоит задача максимизировать технологию доставки грузов и взаимодействия между участниками перевозочного процесса. Поэтому любая неопределенность во взаимоотношениях участников транспортного процесса сегодня чревата для всех сторон упущенными возможностями завтра. Мы должны очень четко определиться, что является приоритетным прежде всего для грузовладельцев. Потому что именно грузовладелец производит товар и именно он в первую очередь должен обслуживаться перевозчиком», – подчеркнул президент ОАО «РЖД». Не случайно принято считать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Как показало недавнее совещание, ОАО «РЖД» удалось сформулировать такое предложение, с которым представителям топ-менеджмента крупнейших угледобывающих и металлургических компаний было трудно не согласиться. Президент компании обратился к крупнейшим грузовладельцам страны принять совместный меморандум о сотрудничестве. При этом документ подразумевает не просто декларирование намерений сторон, а конкретные механизмы их воплощения. Его суть заключается в том, что РЖД предлагает на практике опробовать схему взаимодействия, при которой перевозчик в лице ЦФТО будет заключать договоры на перевозки определенной номенклатуры грузов в определенном объеме в соответствии с запросами грузовладельцев. При этом ЦФТО заключает агентский договор и с операторскими компаниями. «По сути, создаются условия, при которых грузовладельцы не страдают от ликвидации инвентарного парка, а перевозчик обеспечивает перевозки в соответствии с публичными договорами», – отметил он. В случае достижения консенсуса сторон такая модель может быть растиражирована, а затем представлена на рассмотрение правительства, с тем чтобы уже общим пулом перевозчиков, грузовладельцев и операторов сделать свои предложениями по тарификации и принятию новой нормативной базы. В целом модель ориентирована прежде всего на крупных владельцев подвижного состава, поскольку именно они способны наиболее эффективно структурировать рынок. При этом речь идет не о консолидации парков, а о консолидации системы управления вагонными потоками.

«Перевозчик концентрирует у себя всю полноту ответственности по гарантированному вывозу продукции в заявленных и согласованных объемах. И при этом берет на себя обязательство по гарантированному подсылу порожних вагонов любой принадлежности. Этим правом собственник подвижного состава наделяет его в рамках агентских соглашений, получая взамен обязательства рационально использовать подвижной состав под объемы погрузки и оказывать комплексную услугу для грузовладельца. В результате мы получаем повышенную управляемость порожними вагонопотоками, что позволит за счет эффекта масштаба выстроить наиболее оптимальную логистику универсального подвижного состава, где на сегодня имеются наибольшие риски», – говорит генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД» Елена Кунаева. Напомним, что в настоящий момент на сети российских железных дорог числится 393 тыс. полувагонов, из них 182 тыс. – инвентарного парка. В основном они ориентированы на массовые перевозки крупных промышленных компаний, а также на перевозки для ЖКХ. По сути, такая модель не вызвала принципиальных возражений со стороны грузовладельцев. Консолидация транспортной системы, развитие комплексного транспортного обслуживания – это плюс, очевидный для всех. Но определенные опасения у грузовладельцев все же имеются. По корректному выражению генерального директора компании «Русал» Вадима Гераскина, РЖД берет на себя дополнительные гарантии, которые стоят денег. «И если мы эту стоимость включим в новую стоимость услуги перевозки для конечных потребителей, то получим оборотный штраф за нарушение антимонопольного законодательства», – заявляет он. Гарантом исключения подобных санкций, по мнению представителей ОАО «РЖД», будет служить главная цель проводимых рыночных изменений, а именно – снижение транспортной нагрузки на потребителей и абсолютная ценовая прозрачность. Кроме того, цену на использование подвижного состава определяет собственник. И в агентском соглашении, заключаемом с перевозчиком, он сам же и объявляет условия, по которым транспортное средство может быть предоставлено грузовладельцу. В любом случае у грузовладельцев есть время подумать и направить свои предложения в созданную совместную рабочую группу экспертов для дальнейшей проработки. Точки невозврата в таких важных вопросах просто не существует. «Если мы поймем, что у нас не получается, то всегда есть возможность вернуться в исходное положение», – считает В. Якунин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru06.10.10Точки невозврата просто не существует