20-05-15 / 2015
Новости отрасли
Нечем платить

Неопределенность с государственным финансированием строительства автодорог и общий спад в строительном секторе вызвали значительное снижение объема перевозок нерудных материалов по сравнению с прошлым годом. Предприниматели уже не могут строить трассы в кредит.Перевозки щебня существенно сократились. Как сообщил первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Колесников, самый большой минус в перевозках за четыре месяца этого года дают строительные грузы и здесь спад составляет до 25%. Ненамного меньше (порядка 15%) упали перевозки цемента.

"И это еще притом, что нас несколько выручила навигация, из-за низкого уровня воды мы смогли сохранить на железной дороге до 20% перевозок", – заметил Сергей Колесников.

В ОАО "РЖД" полагают, что здесь виновата неопределенность с государственными средствами, выделенными на строительство автомобильных дорог, которые являются потребителями щебня и другой строительной продукции. Перевозки должны бы уже пойти в рост, но пока строители не имеют на руках для этого средств, а кредитоваться, как раньше, не могут из-за крайне высоких банковских ставок. И хотя в целом финансирование того же Росавтодора осталось на прошлогоднем уровне, экономическая ситуация заметно изменилась.

Начальник Управления проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Тимур Лубаков пояснил, что ведомство недавно изменило свои планы. Если в прошлом году было введено в эксплуатацию 582 км новых и реконструируемых автомобильных дорог с ростом к прошлому года на 130 км, то сейчас из-за оптимизации бюджетных средств будет введено на 120 км меньше, чем предусматривалось. Принято решение сконцентрироваться на сохранении 100% норматива по содержанию. Если в конце прошлого года предполагалось, что на строительство будет направлено 128 млрд руб., то теперь эта сумма снижена до 92 млрд. Таким образом, новое строительство не начнется, и будут заморожены даже кое-какие начатые стройки.

Снизится и помощь федерального бюджета регионам на дорожное строительство. Вскоре будет принято постановление правительства, где субсидии урезаются на 13%, до 60 млрд руб., хотя перед субъектами ранее была поставлена задача к 2022 году удвоить ввод автомобильных дорог регионального значения.

"Основными сдерживающими факторами производства строительных материалов являются нестабильность и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, а также недостаточная инвестиционная активность в отрасли, – отмечают в департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД". – По прогнозу Минэкономразвития, который был сделан в январе, производство строительных материалов в стране будет снижаться, в том числе из-за ожидаемого уменьшения объемов работ по виду деятельности "Строительство", а также ограничения финансирования строительных работ в целом".

Вся эта неопределенность привела к тому, что пока деньги федерального бюджета так и не дошли до строителей, что ударило как по перевозчикам, так и по производителям.

"Сейчас у предприятий порядка 50 млн куб. м щебня на складах при годовом производстве около 410 млн куб. м, – рассказал "Гудку" исполнительный директор Некоммерческой ассоциации производителей и потребителей природных строительных материалов "Недра" Владимир Сергеев. – Его дорого там держать, качество снижается. Точно так же, как и в ряде других отраслей, введены неполная рабочая неделя, вынужденные отпуска. На коммерческие кредиты поддерживать работоспособность уже невозможно. Выкручиваются все как могут".

Не особенно помогает даже то, что перевозить щебень по железной дороге теперь можно со скидкой до 20% к Прейскуранту 10-01, что предлагают частные операторы. Просто нет потребления. Если в прошлом году отсрочка платежа была на 5–10 дней, то сейчас предприятия готовы идти и на месячную, чтобы только отгружать свою продукцию.

Генеральный директор ЗАО Торговый дом "Транснерудпром" Вячеслав Бабенко говорит, что сейчас кредиты под оборотные средства банки дают под 25–30% и их, естественно, никто не берет просто потому, что нет такой возможности.

"Если в прошлом году мы начали возить щебень на север Сибири под строительство автодороги еще в начале года, то теперь туда только в конце мая планируется отправить первые составы, – замечает Вячеслав Бабенко. – Мы возим щебень и стройматериалы, в том числе и на бетонные заводы, и видим, что там платежеспособность сократилась на 30% как минимум. Им не платят потребители, а они – трейдерам и предприятиям. Все уже нарастили дебиторскую задолженность до предела".

Даже на тех стройках, которые осуществляются в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, ранее выделенные суммы уже закончились, а новых еще нет, замечает Вячеслав Бабенко.

Впрочем, Владимир Сергеев полагает, что объемы производства щебня по году все равно сильно не упадут, поскольку все-таки существует значительная государственная программа по капитальному ремонту, а под нее тоже нужен щебень. Просто придется перевезти этот товар в более сжатые сроки. При том профиците подвижного состава, который наблюдается сейчас, это не вызовет коллапса на сети.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.05.2015