26-01-12 / 2012
Новости отрасли
Небольшие операторские компании опасаются за своё будущее

Геннадий Третьяков, генеральный директор ОАО " Волжско-уральская транспортная компания"

Признаюсь, что проект положения "Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов" вызвал у меня недоумение.

Данный документ определяет требования к оператору на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 2 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", "оператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров". Действительно, это довольно расплывчатое определение, нуждающееся в дальнейшем уточнении, но проект положения устанавливает буквально драконовские требования к этим участникам рынка грузоперевозок.

Для продолжения работы на рынке операторам необходимо будет владеть железнодорожным подвижным составом в количестве не менее 1000 единиц. Также они должны будут иметь круглосуточно работающий диспетчерский аппарат или заключить договор на диспетчеризацию с иным оператором или перевозчиком или владельцем инфраструктуры. По сути, если это Положение будет принято, то большинству организаций железнодорожного транспорта необщего пользования придется передать свои вагоны в аренду.

А поскольку у компаний, имеющих вагонный парк ниже установленной нормы, другого выбора, кроме как передача в аренду своих ресурсов, не будет, ставки аренды будут совсем невысокими.

Говорят, что большое количество мелких операторов создает неразбериху в грузоперевозках. Однако с этим аргументом вряд ли можно согласиться. По данным СМИ, крупные операторы имеют в собственности 87% вагонного парка. То есть лишь 13% вагонов принадлежит небольшим компаниям (при этом они зачастую вполне эффективно работают). Как же они могут принципиально мешать эффективным грузоперевозкам и бесперебойному движению транспорта?

На самом деле проект положения ставит под угрозу само существование компаний, работающих в железнодорожном транспорте необщего пользования, так как обычно число эксплуатируемых ими вагонов меньше тысячи. При этом магистральный железнодорожный поток зарождается на 80% на подъездных путях промышленных предприятий.

Также проект положения предусматривает обязательное участие операторов в саморегулируемых организациях. Согласно № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" количество их участников не может быть меньше 25. А по имеющимся данным, из 1850 собственников вагонов только у 40 парк превышает 1000 единиц. Получается, что на рынке может быть создана лишь одна СРО. Это прямой шаг к монополизации в сфере железнодорожных грузоперевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.01.12Бизнес под угрозой