22-12-19 / 2019
Новости отрасли
Не вписываются в график

Реализация проекта Rail Baltica в Эстонии задерживается минимум на два года Госконтроль Эстонии опубликовал аудит проекта Rail Baltica. Согласно документу, построить необходимую инфраструктуру в Эстонии к 2026 году не успеют. В частности, в первоначальные сроки не вписывается строительство пассажирских железнодорожных терминалов в Пярну и Юлемисте. В целом отставание составит от двух до пяти лет.

По соглашению трех балтийских государств – Эстонии, Литвы и Латвии – строительство железной дороги Rail Baltica должно быть завершено к 2025 году, а в 2026-м уже нужно подготовить ее к эксплуатации. Однако весь проект отстает от графика на полтора года.

Согласно анализу, проведенному Госконтролем Эстонии, стоимость работ и сроки реализации проекта в Эстонии превысят первоначальные прогнозы еще больше. В частности, прогнозные расходы, согласно расчетам экспертов, увеличились на 31,7 млн евро, или на 13,9%, по сравнению с бюджетом, согласованным в трех соглашениях о финансировании, заключенных с Европейским союзом. Например, первый этап строительства железнодорожных переездов будет стоить на 20,5 млн евро больше, а возведение терминалов в Пярну и Юлемисте завершится еще на пять лет позже. При этом программа распределения почти 67,9% сметной стоимости эстонской части проекта до сих пор отсутствует (общая цена – 433,9 млн евро).

Генеральный аудитор Эстонии Янар Холм отметил, что сложность проекта заключается в запутанной системе управления. Непродуманный финансовый план может привести к тому, что Европейская комиссия (ЕК) потребует вернуть средства софинансирования, уверен он. Поэтому необходимо его пересмотреть.

"Финансовый план не был до конца продуман, но при реализации крупных проектов увеличение расходов и продление сроков типично", – добавил господин Холм.

По словам советника генерального ревизора Тоомаса Маттсона, Госконтроль подготовил некоторые рекомендации для заинтересованных лиц. А именно корректировать программу финансирования с учетом риска получения меньшего бюджета от ЕС или роста стоимости проекта. Главному исполнителю эстонской части проекта, Rail Baltic Estonia, надзорный орган предложил разработать систему управления рисками для их своевременного выявления и управления ими. Кроме того, он посоветовал компании документировать все обсуждения и решения, касающиеся организации закупок и управления контрактами.

В правительстве документ уже получили и с выводами Госконтроля Эстонии согласились. Хотя споры о финансировании продолжатся, с согласия сторон можно вносить изменения в соглашения о финансировании, в том числе продлевать сроки завершения работ и делить мероприятия на части, уверен премьер-министр Эстонии Юрий Рата. По его мнению, нужно дополнить проект и построить больше станций на пути движения магистрали Rail Baltica – их не хватает в Юлемисте, Рапле и Пярну.

Но не все согласились с выводами Госконтроля Эстонии. В Министерстве экономики и коммуникаций Эстонии считают, что ранее согласованные сроки создания железной дороги Rail Balticа по-прежнему реалистичны, а выводы Госконтроля сомнительны. Тем не менее и транспортное ведомство, и координатор проекта уже запросили продление соглашений о финансировании.

Менеджер по коммуникациям Rail Baltic Estonia Приит Пруул от дополнительных комментариев отказался. Тем не менее, согласно данным, указанным в отчете Rail Baltic Estonia для ЕК, причинами задержки стала необходимость проведения неудавшихся закупок и конкурсов, более тщательного исследования проекта, а также факт того, что координатор проекта RB Rail в Латвии опоздал с подготовкой общих технических стандартов.

Напомним, что Rail Baltica – крупнейший инфраструктурный проект в Эстонии. Предполагается, что по территории страны пройдет 213 км железнодорожной трассы (из 870 км) стоимостью 1,35 млрд евро (из общей суммы проекта 5,79 млрд евро).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.12.2019