30-11-18 / 2018
Новости отрасли
Не углем единым

В пресс-центре ТАСС в Новосибирске состоялась встреча начальника железной дороги Александра Грицая с журналистами. Руководитель магистрали подвел итоги за 10 месяцев года, рассказал о наиболее перспективных проектах и планах дороги на ближайшее будущее.

Западно-Сибирская – одна из немногих железных дорог, которая заявила дальнейший рост пассажиропотока на следующий год. – Александр Валерьевич, дорога показывает стабильный рост погрузки все последние годы?

– Вы правы, если смотреть в динамике и сравнивать с первым посткризисным годом, когда после спада объема перевозок начался рост, – с 2009-го, общая погрузка по магистрали приросла на 15%. По итогам 10 месяцев этого года рост погрузки составляет около 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– А если говорить по отдельным номенклатурам?

– Наш основной груз – это уголь, его доля превышает 75%. Объемы перевозки угля с начала года выросли на 3,5%. Причем динамика по этой номенклатуре позитивная не только в Кузбассе – в последнее время значительно прибавляет по объемам отгруженной продукции "Сибирский антрацит" в Новосибирском регионе. Темпы роста перевозок угля из Новосибирской области выросли более чем на 42% по итогам 10 месяцев и составили 12 млн тонн.

Что касается направлений, в которые отгружается сибирский уголь, то это, в первую очередь, экспорт в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем доля российского угля на этом стремительно развивающемся рынке – всего порядка 9%.

Но не углем единым живет дорога. Так, рост более чем на 5% показали, к примеру, нефтегрузы. Они идут не только с нашей основной по этой номенклатуре станции Комбинатская Омского региона, но и из Коченево и Сокура в Новосибирском, и из Судженки – в Кузбасском.

Все последние годы радуют своими показателями контейнерные перевозки. Ежегодно мы фиксируем прирост порядка 9–10%, и этот год не исключение.

Контейнеризация – это, на мой взгляд, будущее в перевозках. Учитывая универсальность контейнера с возможностью доставки и логистики, то есть задействование разных видов транспорта, – это очень удобная услуга. В контейнерах по железной дороге уже сейчас перевозят более 30 наименований грузов.

– Какова ситуация с перевозкой зерна?

– На данный момент отгружено более 2 млн тонн зерна. Полагаю, что к концу года мы перевезем как минимум 2,5–2,6 млн тонн зерна, прирост к прошлому году составит порядка 75%. Если брать отдельные регионы, например, Новосибирскую область, то здесь отгрузка зерна выросла более чем в 2 раза.

Если в прошлом году в стране собрали рекордный урожай, и рост перевозок зерна объясняли именно этим, то в нынешнем – урожай более умеренный, а рост, как видите, не прекращается.

Значимую роль в этом вопросе играют государственные субсидии на перевозку грузов для сельхозпроизводителей. Но и мы, со своей стороны, предлагаем аграриям новые транспортные продукты. Прежде всего, это "зерновой экспресс", который мы запустили в прошлом году. С нескольких регионов дороги зерновозы объединяются в экспрессы, и вместо 11–14 суток доходят до портов Черноморья за 4 суток. Соответственно, оборот вагонов ускоряется, что дает возможность и владельцам вагонов заработать на этом.

– Вопрос по пассажирским перевозкам. Расскажите, какие здесь итоги за 10 месяцев? Как изменится график движения пассажирских поездов в следующем году?

– Пассажирские перевозки – это лицо компании "РЖД". Мы уделяем особое внимание этой сфере и постарались добавить по многим направлениям в этом вопросе. Как результат – удалось переломить негативную тенденцию снижения пассажиропотока в дальнем следовании, наблюдавшуюся последние несколько лет.

По итогам 2018 года на маршрутах дальнего следования будет перевезено более 5,2 млн человек, что почти на 200 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Увеличения пассажирооборота удалось добиться благодаря появлению новых сервисов, повышению уровня комфорта перевозок, изменению графика работы поездов, закупке новых вагонов и удобству приобретения билетов – пассажиры все чаще покупают их через мобильное приложение.

Руководитель АО "Федеральная пассажирская компания" Петр Иванов недавно был в Новосибирске с рабочим визитом, в ходе которого мы подробно обсуждали развитие пассажирских перевозок, график движения на 2019 год. Западно-Сибирская – одна из немногих железных дорог, которая заявила дальнейший рост пассажиропотока на следующий год.

Магистраль была поддержана "Федеральной пассажирской компанией", в связи с чем в графике движения на 2019 год появятся новые маршруты и будут назначены новые поезда, в том числе сообщением Томск – Бийск, Томск – Караганда, Новосибирск – Абакан, Новокузнецк – Тюмень. Кроме того, ведем переговоры с руководством ФПК об изменении маршрута некоторых поездов и пуске их по Среднесибирскому ходу.

– Недавно вы приняли участие в церемонии запуска туристического электропоезда Новокузнецк – Чугунаш, так называемого "Шерегеш-экспресса". Расскажите подробнее о проекте?

– Идея организовать поезд выходного дня к нашему бурно развивающемуся курорту Шерегеш возникла у нас с властями Кемеровской области еще в прошлом году. Мы провели мониторинг, встретились с туристическими фирмами и пришли к выводу, что востребованность курорта будет только расти. Но учитывая профиль местности, электропоезд до самой станции Шерегеш шел бы достаточно долго. Мы нашли решение – оборудовать пересадочный узел на станции Чугунаш, подвязав расписание автобуса в Шерегеш к графику движения нового электропоезда. Таким образом, мы сократили время пассажиров в пути из Новокузнецка до Шерегеша на один час.

Важно, что туристы могут приобрести в пути следования не только напитки и еду, но и билет на автобус и даже абонемент для катания на горе Зеленой. Электропоезд оборудован креплениями для горнолыжного инвентаря.

– Какие изменения ожидают вокзальный комплекс дороги?

– Обслуживание пассажира – вещь комплексная. Нам, железнодорожникам, важно не только то, как чувствует себя пассажир в вагоне, но и как он доберется до него, насколько комфортно проведет время в ожидании поезда, устраивает ли его расписание и т.д. Излишне говорить, что вокзалы – крайне важный элемент, ключевое звено во всей этой цепочке.

В прошлом году мы открыли новый вокзал на станции Черепаново, где предусмотрены все виды сервиса, в том числе для маломобильных граждан (сегодня это уже стандарт для нас). В этом году мы приступили к реконструкции вокзалов на станциях Чаны, Татарская и Усть-Тальменская. Завершается проектирование нового вокзала станции Бердск, где будет организован современный транспортно-пересадочный узел. В 2019 году начнется проектирование вокзалов на станции Барнаул и Междуреченск. Завершение всех этих проектов станет еще одним фактором в повышении привлекательности железнодорожных пассажирских перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транссиб30.11.2018