24-08-16 / 2016
Новости отрасли
Не откладывая экономию

Правлением ОАО "РЖД" на текущий год утверждены задания по экономии топливно-энергетических ресурсов ТЭР для структурных подразделений полигона столичной магистрали. Данные, полученные по результатам первого полугодия 2016 года, позволяют сделать вывод, что все они располагают достаточным потенциалом для выполнения поставленных задач.

На полигоне МЖД есть потенциал для дальнейшего снижения расхода топливно-энергетических ресурсов. Андрей Паршин, начальник топливно-энергетического центра МЖДВ целом региональные структурные подразделения на МЖД с поставленной задачей справились за счет выполнения, а в отдельных случаях и перевыполнения утвержденных планов экономии ТЭР.

Говоря о выполнении норм расхода электроэнергии на нетяговые нужды, отдельно выделю подразделения, где, наряду с выполнением таких норм, обеспечено существенное снижение энергопотребления к уровню прошлого года. Это региональный центр корпоративного управления (РЦКУ), где суммарное потребление электроэнергии снижено к 2015 году на 8,1% (2,5 млн кВт·ч). Хорошие показатели в данном отношении у дирекции управления движением (снижение расхода электроэнергии к 2015 году составило 7,7% (4,6 млн кВт·ч), у дирекции пассажирских обустройств (снижение расхода к 2015 году на 3,9 млн кВт·ч (8,0%).

На этом фоне блекло выглядят другие подразделения полигона МЖД, допустившие превышение установленных норм расхода электроэнергии на нетяговые нужды. В их числе дирекция тяги (с превышением нормы на 17,6% и увеличением расхода по сравнению с 2015 годом на 18,5%). Не лучшим образом обстоят дела в дирекции моторвагонного подвижного состава, допустившей перерасход электроэнергии на 8,1% с увеличением расхода относительно 2015 года на 2,5%, службы пути и электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры, где перерасход составил соответственно 5,0% и 7,6%. В целом допущенное невыполнение норм расхода перечисленными подразделениями привело к превышению нормы расхода электроэнергии на полигоне железной дороги на 1,5% (6,4 млн кВт·ч).

По вопросу использования ТЭР на тягу поездов отмечу, что во втором квартале и первом полугодии нынешнего года установленные нормативы удельного расхода на полигоне железной дороги выполнены на обоих видах тяги. На дизельной тяге экономия к праву расхода составила 366 т (0,4%). С экономией топлива к праву расхода отработали обе причастные дирекции. В дирекции тяги экономия составила 282,8 т (0,4%), в дирекции моторвагонного подвижного состава – 21,4 т (0,7%).

Из других положительных результатов за истекший период отмечу повышение энергоэффективности на дизельной тяге в пригородном и грузовом видах движения. Удельный расход топлива в пригородном движении по итогам первого полугодия снижен по отношению к прошлому году на 0,7%, а в грузовом движении – на 3,6%. Неплохой результат в грузовом движении обеспечен благодаря уменьшению эксплуатируемого парка грузовых тепловозов. Так, по итогам первого полугодия при падении к прошлому году объема выполненной работы в грузовом движении на дизельной тяге на 9% эксплуатируемый парк грузовых тепловозов сократился на 35,5%.

Но и здесь не все гладко. Несмотря на снижение удельного расхода дизельного топлива в грузовом движении, в целом удельный расход топлива в Московской дирекции тяги выше уровня аналогичного периода прошлого года на 1,4%. Причина – в увеличении на 10,3% к 2015 году удельного расхода топлива в хозяйственном движении из-за повышенного содержания в этом виде движения двухсекционных тепловозов.

В условиях повышения стоимости энергоресурсов задача их экономии остается приоритетной для всего полигона МЖД, и возможности для этого есть. Так, к числу наиболее энергозатратных статей непроизводительного расхода ТЭР на тягу поездов является простой локомотивов в "горячем" состоянии. Отрадно, что непроизводительный расход ТЭР по этой статье в первом полугодии на полигоне столичной магистрали снижен к уровню прошлого года на 124 тыс. кВт·ч (1,4%) электроэнергии и на 874 т (30,6%) дизельного топлива. Но и повода для большого оптимизма пока нет. Может ли он быть, если дирекцией моторвагонного подвижного состава допущен рост расхода на "горячий" простой как электроэнергии (на 0,7 млн кВт·ч, или 11,1%), так и дизельного топлива (на 15 т, или 7,0%)? Увеличение расхода электроэнергии на "горячий" простой допущено в семи из 13 депо. А ведь снижение расхода на "горячий" простой на этих предприятиях является наиболее простым и эффективным способом экономии. Нет ничего проще, как организовать работу по отстою электропоездов с опущенными токоприемниками и постоянно контролировать этот процесс. К сожалению, как показывают результаты, и этого в депо не делают.

В дирекции тяги непроизводительный расход топливно-энергетических ресурсов на "горячий" простой относительно прошлого года снижен. Но опять-таки неудовлетворительно, с увеличением потребления энергоресурсов к 2015 году отработали по этому показателю три депо: Ожерелье-Сортировочное (с ростом расхода электроэнергии на 60%), Новомосковск (с ростом расхода электроэнергии на 77%) и им. Ильича, где допущено существенное увеличение расхода дизельного топлива на "горячий" простой на 22%.

Остаются в недостаточной степени востребованными и другие пути по экономии ТЭР – увеличение среднего веса поезда, участковой скорости, снижение предупреждений по ограничению скорости, задержек у запрещающего сигнала и другие. Структурными подразделениями полигона МЖД они используются по-разному, поэтому по-разному же можно оценить и их вклад в повышение энергоэффективности перевозочного процесса. На недостаточном уровне организована работа по снижению неграфиковых остановок поездов. Увеличение к 2015 году на 335 случаев неграфиковых остановок поездов привело к росту дополнительного расхода электроэнергии на 33,7 тыс. кВт·ч. В целом расход электроэнергии, вызванный неграфиковыми остановками поездов, составил 1,73 млн кВт·ч (0,11% от общего расхода электроэнергии на тягу поездов). Основное увеличение количества неграфиковых остановок поездов на электрической тяге допущено в грузовом движении, где в 1,7 раза (с 2963 до 5013 случаев) возросло количество остановок грузовых поездов у маршрутных сигналов светофоров с запрещающим показанием и на 10% (с 2476 до 2722 случая) – количество остановок у проходных светофоров с запрещающим показанием.

Другим существенным резервом экономии электроэнергии является рекуперация. И в этом отношении, на первый взгляд, ситуация относительно выполнения нормативов возврата электроэнергии за счет применения рекуперативного торможения складывается неплохо – они выполнены как в первом, так и во втором кварталах нынешнего года. В целом по итогам первого полугодия при плане объема рекуперации 40 млн кВт·ч электроэнергии выполнение составило 41 млн кВт·ч. В частности дирекцией тяги задание реализовано на 103%. Но можно ли и здесь назвать ситуацию благополучной, если сразу восемью эксплуатационными локомотивными депо (Орехово, им. Ильича, Бекасово, Орел, Ожерелье, Новомосковск, Рыбное, Вязьма) установленные задания не выполнены?

Наряду с недостаточностью принятых мер по сокращению непроизводительного расхода электроэнергии на тягу поездов, допущено увеличение доли небаланса электроэнергии в контактной сети (уровня условных потерь). По итогам первого полугодия 2016 года увеличение условных потерь к уровню 2015-го составило 0,95%.

Причинами роста условных потерь стали существенные недостатки в организации учета расхода электроэнергии в моторвагонных и эксплуатационных локомотивных депо, неудовлетворительное техническое состояние и содержание приборов учета расхода электроэнергии в эксплуатации.

С начала года топливно-энергетический центр активно занимается идеей оборудования тракционных путей в эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо низковольтными источниками питания. Однако пока реакции на наши предложения со стороны руководства этих предприятий мы не увидели. Между тем не за горами осенне-зимний сезон, а использование таких источников для обеспечения прогрева электроподвижного состава, находящегося в ожидании работы, позволяет почти на треть сэкономить расход электроэнергии.

На полигоне МЖД уже не стоит вопрос, быть или не быть ресурсосберегающим технологиям в сфере тепло- и энергосбережения. Но, в свою очередь, необходимо предусмотреть все возможные меры, чтобы ни в одном хозяйстве столичной магистрали не возникла тенденция замедления темпов экономии ресурсов. Для достижения максимального эффекта энергосбережения необходимо заниматься этими вопросами системно и охватывать все сферы железнодорожной деятельности. По программе ресурсосбережения осваиваются миллионы руб., и наша задача состоит в том, чтобы такая работа не пускалась на самотек, без организации жесткого контроля за эффективностью использования ТЭР.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.08.2016