20-03-14 / 2014
Новости отрасли
Не на бумаге

По результатам разбора недавних происшествий на сети в ОАО «РЖД» будут выработаны технические, технологические и организационно-правовые мероприятия, направленные на недопущение таких случаев. Об этом было заявлено на внеочередном заседании правления компании.

В ОАО «РЖД» примут меры по обеспечению безопасности движения на всех уровнях. Работа правления началась с разбора крушения грузового поезда на перегоне Хребет – Уржумка Южно-Уральской дороги. Основная причина – низкая эффективность текущего содержания пути, утрата ответственности руководителей среднего звена. Кроме того, были выявлены случаи несанкционированного вмешательства в работу бортовой автоматизированной системы вагона-путеизмерителя и подтасовки результатов проверки состояния пути. Как следствие, не обнаружено увеличение ширины колеи до 1548 мм.

Виновные работники уволены, расследованием займутся следственные органы. «Это нельзя расценить иначе, как преступный сговор и сознательное вредительство, которые направлены на нанесение ущерба безопасности движения с тяжелыми последствиями», – заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Также были разобраны происшествия на Куйбышевской, Дальневосточной, Свердловской и Горьковской дорогах.

Владимир Якунин еще раз напомнил, что обеспечение безопасности движения – главный приоритет. Казалось бы, если верить статистике, в целом положение дел здесь выглядит благополучно, ежегодно число аварий сокращается. «К сожалению, в этом году мы убедились: статистика не совсем правильно отражает суть проблемы, – констатировал Владимир Якунин. – В повседневной работе всегда существует человеческий фактор, который мешает видеть суть проблемы, эффективно пользоваться упреждающей диагностикой состояния элементов инфраструктуры, а также тягового подвижного состава, вагонов, систем СЦБ и связи».

По его словам, пока еще нет устройств, которые полностью защитили бы от сбоев техники. В связи с этим особое значение придается ответственному выполнению руководителями любого ранга своих обязанностей, в том числе по воспитанию подчиненных и контролю за поручениями. При подготовке специалиста нередок еще формальный подход, а поручения порой исполняются только на бумаге. ЧП во многом стали следствием того, что во главу угла ставятся эксплуатационные показатели.

Также пока не лучшим образом задействуются и современные информационные системы. На это обратил внимание первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. Он указал, что центры управления содержанием инфраструктуры, замкнув на себя огромные информационные потоки, превратились лишь в их хранилища. Не удается пока достичь и полной адаптации всего программного обеспечения под требования дня с целью перехода от информационных систем к управляющим. «Поэтому, несмотря на собранный огромный массив информации, результат пока невысок», – сказал первый вице-президент.

Он отметил, что в ходе преобразований центры ответственности сместились в сторону центральных дирекций, и за обеспечение надежности самой системы безопасности в ответе владельцы процессов, руководители филиалов. По словам Вадима Морозова, допустившие повторно крушение руководители не могут продолжать работу в этом качестве. Он указал, что на основе системной работы по реализации менеджмента безопасности движения, внимания к вопросам ресурсного обеспечения, оценки потенциальных рисков, а также подготовки кадрового состава руководителей всех уровней управления нужно достичь целевых показателей, установленных в Стратегии обеспечения гарантированной безопасности.

Как отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, даже при современных системах автоматизации влияние человеческого фактора на результаты деятельности составляет от 40 до 50%. И в компании разработан ряд инструментов, позволяющих управлять надежностью и безопасностью с учетом этого фактора.

Так, на сети завершается отладка системы автоматизированного управления расследованием и профилактикой случаев производственного травматизма, в которой заложены современные принципы определения ответственности руководителей всех уровней управления и исполнителей. Аналогичные системы могут быть созданы и в сфере безопасности движения поездов.

Вице-президент ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин отнес к решающим факторам риска низкий уровень технологической дисциплины и недостаточную эффективность управления качеством работ.

Он отметил, что технические ревизии и контрольные проверки вскрывают факты невыполнения основных нормативов личного участия руководителей в организации обеспечения безопасности движения поездов, в том числе на корпоративном, региональном и территориальных уровнях.

Между тем вице-президент ОАО «РЖД» Александр Целько обратил внимание на то, что все проблемы подразделений инфраструктуры сфокусированы в одном направлении. Это многократное дублирование одних и тех же указаний и распоряжений на разных уровнях управления, что провоцирует крайне неэффективное принятие решений, прежде всего по управлению рисками и ресурсами.

Подводя итоги обсуждения, Владимир Якунин построил свое выступление исходя из двух уровней оценки произошедшего. Это практическое рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, ошибок, нарушений с выработкой решений, а также оценка произошедшего через призму особого режима работы во время Олимпийских игр в Сочи. Президент компании подчеркнул, что указание об обеспечении безаварийной работы в этот период выполнено не было. И это повлечет строгие дисциплинарные меры.

Владимир Якунин поручил продолжить доработку автоматизированных систем управления инфраструктурой, где собирается вся информация, а также поставил задачу перейти от накопления информационного массива к его анализу, к созданию современных экспертных систем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.03.2014