13-08-15 / 2015
Новости отрасли
НДС под контролем

С начала текущего года изменился порядок декларирования НДС, уже поданы первые декларации в новом формате. Однако упростило ли это документооборот транспортных компаний? Поможет ли новый порядок декларирования выявить недобросовестные компании, или, наоборот, вынудит бизнес уйти в тень?

Новый НДС - новые ошибки

Напомним, что с 2015 года в составе декларации по НДС необходимо передавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 федерального закона № 134, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1). Главные подводные камни при декларировании НДС по новым правилам кроются в ошибках и расхождениях в данных продавцов и покупателей. Аналитики отрасли отмечают, что, как правило, нестыковки возникают из-за того, что бухгалтеры вручную переносят цифры из счетов-фактур в учетную систему. Чаще всего ошибки появляются в номерах документов, датах, суммах, ИНН организаций.

"Любая ошибка или невнимательность бухгалтера при введении счета-фактуры компании-покупателя в систему может стоить компании-продавцу нервов, и наоборот. Ведь должна выявиться вся цепочка операций по купле-продаже услуги", - отмечает главный бухгалтер "Карго-Экспресс", член альянса ACEX Ольга Субботина. Практика показывает, что количество подобных расхождений может быть очень велико.

"По нашим данным, за I квартал 2015 года такие требования о предоставлении пояснений отправили более 50 тыс. организаций", - рассказывает эксперт сервиса "Контур.Экстерн" компании "СКБ Контур" Светлана Стрельникова. По ее мнению, в зоне риска находятся крупные транспортные и логистические игроки. "Дело в том, что контрагентов у них на порядок больше, чем, например, у промышленных предприятий. При этом многие до сих пор предоставляют документы на бумаге, а не в электронном виде", - отмечает она.

Закон и порядок?

Проверить свои справочники контрагентов можно через онлайн-сервис Федеральной налоговой службы (ФНС) npchk.nalog.ru. Новая система электронного декларирования НДС - дальнейшая автоматизация контрольной и аналитической деятельности налоговых органов, массовое внедрение нового механизма контроля за достоверностью отражения выручки. Это еще один шаг на пути к мировым стандартам. Посмотрим, как она будет реализовываться в российских условиях. Важно подчеркнуть, что участники рынка, несмотря на положительные стороны нового формата работы, все-таки относятся к нему скептически.

С одной стороны, по словам коммерческого директора FMG Shipping & Forwarding Егора Жихарева, новый подход к декларированию НДС позволил полностью детализировать всю хозяйственную деятельность организаций. С другой - представители транспортных компаний полагают, что это направлено не на упрощение работы на рынке транспортных услуг, а на то, чтобы наполнить бюджет, так как увеличивается риск отказа в получении вычета. "По результатам камеральной проверки налоговый орган может отказать компании в вычете НДС. Кроме того, появляются новые возможности для начисления пеней и штрафов", - комментирует первый заместитель генерального директора "ЖелДорЭкспедиции" Игорь Дорогов.

Материальное стимулирование

Но самое неприятное - это остаться не без выплат, а без рабочего инструмента - счета, который ФНС вправе заблокировать. "Разблокировка счета занимает достаточно много времени, причем за весь этот период фирма несет значительные убытки, которые негативно сказываются на всей ее последующей работе", - уточняет коммерческий директор, руководитель управления развития бизнеса АО "Заубер Банк" Александр Салманов. По его словам, это парализует всю деятельность фирмы. Для того чтобы избежать блокировки счета, некоторые транспортно-экспедиторские компании с этого года отказываются от работы по имеющимся посредническим договорам и перезаключают новые.

Получается, что теперь контрагентов нужно выбирать еще более тщательно, чем раньше. "О том, что в налоговую вместе с отчетами по НДС будут отправляться все входящие и исходящие счета-фактуры, говорили еще несколько лет назад. Необходимо было выявлять фирмы-однодневки каким-то очень точным методом. И вот этот инструмент сейчас реализовывается", - комментирует О. Субботина.

Между добром и злом

Однако среди представителей транспортных и логистических компаний есть и те, кто считает, что усиление фискальной политики приведет к обратному эффекту - увеличению числа компаний-однодневок. "Сама по себе новая процедура в смысле технологии заполнения не вызвала больших проблем. Если говорить честно, то практически все транспортники только на треть работали с учетом НДС. Сейчас пришлось переходить на белые схемы. Однако это уже привело к повышению тарифов за счет включения в них 18%-ного НДС. Из-за разницы в стоимости услуг в итоге в выигрыше оказались недобросовестные игроки", - комментируют участники рынка.

Все новое компаниями, давно присутствующими на рынке, традиционно воспринимается в штыки. Конечно, с одной стороны, в них говорит нежелание изменять порядок работы внутри собственной структуры. А с другой - может быть, этот опыт подсказывает им, что от усиления фискальной политики ждать лучшего не приходится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.08.2015