13-02-12 / 2012
Новости отрасли
Название: Эксперты полагают, что в ближайшие годы спрос на услуги лизинговых компаний серьезно снизится

Эксперты полагают, что в ближайшие годы спрос на услуги компаний, занимающихся лизингом грузовых вагонов, серьезно снизится по сравнению с 2010 и 2011 годами.

Объясняется это высокими ценами на новый подвижной состав и тем, что в последние годы общий парк вагонов в РФ обновлялся ударными темпами. Своей позицией по данному вопросу с ИА "РЖД-Партнер.Ру" поделился ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов.

– Андрей Геннадьевич, в настоящее время размер общего парка достиг размеров, при которых дальнейшее экстенсивное наращивание мощностей не представляется целесообразным. Разделяете ли Вы такую точку зрения? Если да, то каких типов подвижного состава указанная тенденция может коснуться?

– Самое парадоксальное в текущей ситуации на железнодорожном рынке то, что избыток вагонов провоцирует дальнейший рост дефицита. В первую очередь это относится к полувагонам. В сегменте специализированного подвижного состава ситуация несколько иная. Его производство существенно сократилось из-за переключения заводов на массовый выпуск полувагонов. Значительная часть специализированных вагонов была списана ввиду исчерпания эксплуатационного ресурса. Так, например, за последние два года российский парк минераловозов сократился на 20%, цементовозов – на 18%, окатышевозов – 37%. Грузоотправители вынуждены вместо специализированного подвижного состава зачастую использовать те же полувагоны, раскручивая тем самым маховик дефицита. И без качественных изменений на рынке разрешить эту ситуацию не удастся.

– Как, по Вашим прогнозам, будет выглядеть спрос со стороны лизингополучателей на услуги по лизингу подвижного состава в нынешнем году? Вырастет ли он по сравнению с 2011-м, останется таким же или сократится?

– Мы считаем, что спрос именно со стороны лизингополучателей останется на прежнем – высоком – уровне. По нашим оценкам, в 2012 году производство вагонов несколько снизится (приблизительно на 20–25%). При этом ситуация в сегменте оперативного лизинга не претерпит существенных изменений. В итоге в абсолютном выражении объем рынка долгосрочной аренды останется примерно тем же.

– Что будет оказывать наибольшее влияние на спрос в нынешнем году? Какова, в частности, роль динамики цен на новые грузовые вагоны?

– Наиболее существенным факторами, определяющими динамику рынка в 2012-м, станет укрупнение парка собственников и обеспечение транспортной безопасности. Привлекательность вагонов как инвестиционного продукта постепенно падает. Цены на подвижной состав сейчас достаточно стабильны, в течение года мы ожидаем их снижение на 10–15%.

– Изменится ли стратегия вашей компании в связи с изменением спроса? Намерены ли вы усиливать или, наоборот, ослаблять сегмент подвижного состава в своем бизнесе?

– Brunswick Rail специализируется на долгосрочной аренде грузовых вагонов. И пока не планируется менять фокус нашего бизнеса. Но мы постоянно анализируем новые для нас сегменты рынка, напрямую связанные с железнодорожными перевозками. Именно поэтому в прошлом году мы диверсифицировали наш портфель за счет приобретения транспортного актива – компании "Профтранс".

– Стоит ли ожидать рост спроса на услуги по лизингу таких железнодорожных активов, как локомотивы, оборудование для ремонта грузовых вагонов и пр.?

– Мы считаем, что у рынка лизинга тягового подвижного состава огромный потенциал: парк локомотивов в настоящий момент достаточно старый, он практически не обновляется. По нашим оценкам, в ближайшие 5 лет почти половине данного парка потребуется замена. Для этого нужен приток частных инвестиций в сегмент, что будет возможно при снижении административных и бюрократических барьеров на входе.

В сегменте ремонта подвижного состава первые шаги к обновлению уже сделаны. ОАО "РЖД" намерено приватизировать свои вагоноремонтные депо. Это откроет частным компаниям доступ на рынок.

Чего нельзя сказать о ситуации с инфраструктурой. Здесь доступ для частников все еще закрыт, хотя РЖД в рамках реформы планировали ее либерализацию. В настоящий момент у игроков железнодорожного рынка нет четкого понимания того, каким образом будут выстраиваться взаимоотношения между частными инвесторами в инфраструктуру и ее собственником.

Приток инвестиций в эти сегменты выгоден и для государства, и для бизнеса. Это приведет к обновлению крайне устаревших активов и создаст дополнительный рычаг для преодоления текущей критической ситуации в отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru13.02.12Нужны качественные изменения на рынке