26-01-11 / 2011
Новости отрасли
Наводнение в Австралии повлияет на экспорт угля из России

Из-за тропических ливней, вызвавших наводнение в Австралии, промышленность Азиатско-Тихоокеанского региона испытывает дефицит в коксующемся угле и использует любые возможности для обеспечения сырьём. Как следствие – увеличиваются отправки на экспорт отечественного угля. Железнодорожники готовы задействовать резерв пропускных способностей на Востоке.

Последствия трагедии уже фиксируются на биржах во всем мире: цены на уголь и черные металлы выросли, по данным "Росинформугля", в среднем на 30%. "Как бы цинично это ни звучало, но стихийные бедствия в Австралии на руку нашим угледобывающим компаниям, - говорит генеральный директор "Росинформугля" Анатолий Скрыль. - Россия - третий в мире экспортер угля (в год - около 100 млн. тонн), и, разумеется, наша отрасль возьмет на себя часть нагрузки по замещению выпавших объемов.

По его мнению, роста поставок стоит ожидать прежде всего в адрес стран АТР. В частности, из Квинсленда поступало в Японию около 30%, Индию - 15%, Китай - 10-15% и Корею - 10%. На Западную Европу приходилось около 10-15% экспорта австралийского угля. Но могут возникнуть трудности, связанные с ограниченными пропускными способностями на востоке России. "Железные дороги не способны принять столько угля, сколько готовы отправить на экспорт угольные компании, потому что возможности инфраструктуры не безграничны", - уверен эксперт.

В действительности железнодорожники констатируют: на ДВЖД и сейчас есть "брошенные" поезда (на 24 января их было 40), но если разобрать номенклатуру грузов, то обнаружится, что доля угля в проблемных составах минимальна. "В основном "брошены" поезда с нефтеналивными и контейнерными грузами, и связано это с тем, что на Дальнем Востоке несколько дней подряд дул шквальный ветер скоростью до 40 м/с. При таких условиях выгрузка невозможна", - говорит начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Алексей Кузнецов.

Между тем цены на сырье продолжают расти, и это, по мнению экспертов, не может не повлиять на рост поставок угля.

Цены на коксующийся уголь, по словам Анатолия Скрыля, выросли до $300 за тонну, тогда как еще два месяца назад цена колебалась на уровне $200. Энергетический уголь вырос в цене за последние месяцы более чем на $50, и теперь тонна стоит в среднем $150. По словам эксперта, свои экспортные доли в реализации энергетического угля могут увеличить такие компании, как СУЭК и "Кузбассразрезуголь", а на спрос коксующихся углей могли бы отреагировать компании "Мечел" и "Сибуглемет".

Как рассказал директор по транспорту и логистике ЗАО "Сибуглемет" Владимир Букалов, баланс на мировом рынке угля вскоре нормализуется, так как Австралия имеет опыт по восстановлению своих шахт после наводнений. "В этой стране практически каждый год случаются наводнения, и австралийская экономика в этом смысле работает правильно - угольная промышленность там восстановится довольно быстро", - говорит эксперт.

По его же словам, отечественные угледобывающие компании со странами Востока работают в основном по долгосрочным контрактам. "Поэтому никакой истерики в связи с наводнениями нет. Не слышал, чтобы и другие угольщики испытывали какой-то психоз по этому поводу. Все работают в плановом режиме", - отметил представитель компании "Сибуглемет".

Между тем 52 млн. тонн импортного угля намерены получить китайские промышленники в 2011 году. Отвечая на вопрос о готовности железнодорожников к возможному увеличению объемов перевозок угля на Восток, представители ОАО "РЖД" говорят, что резерв существует. "У нас в Забайкальске прекращена перевозка нефти. Ежесуточно через этот погранпереход мы отправляли по 200 вагонов с нефтью, теперь эти мощности можно использовать и под уголь", - говорит Алексей Кузнецов. По его же словам, вопросы, связанные с российско-китайскими железнодорожными перевозками угля и руды, будут обсуждаться в конце февраля - начале марта на совещании представителей железных дорог России, Казахстана, Китая, КНДР, Монголии, Вьетнама и Узбекистана, на котором должны быть согласованы объемы перевозок на этот и будущий год. В этот раз встреча пройдет в Алма-Ате. По мнению Алексея Кузнецова, резерв, который появился у российских дорог, позволит увеличить экспортный грузопоток угля. По мнению представителя ОАО "РЖД", для этого есть технологические предпосылки, о чем и будет сказано представителям "Китайских железных дорог".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.01.11Стихийная ниша