21-10-15 / 2015
Новости отрасли
Наведут порядок, но позже

Комитет Госдумы РФ по транспорту инициировал внесение изменений в федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности". Однако по итогам первого обсуждения проекта документа в Министерстве транспорта РФ решено создать рабочую группу по доработке поправок.

Транспортники предложили усовершенствовать депутатскую инициативу. Как сообщил "Гудку" первый заместитель председателя комитета ГД по транспорту Михаил Брячак, первые полноценные выводы можно будет сделать после очередного заседания комитета. По словам заместителя начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО "РЖД" Николая Досегаева, в целом РЖД поддерживают эту инициативу – на рынке транспортно-экспедиторских услуг необходимо навести порядок. "По документу есть ряд замечаний. К примеру, по регистрационному порядку экспедиторов и перевозчиков. Согласно замыслу, раз ОАО "РЖД" оказывает транспортно-экспедиторские услуги, тоже должно пройти процедуру регистрации. С нашей точки зрения, это какая-то чрезмерная норма. Предполагается, что эта норма позволит минимизировать количество фирм-однодневок, но страховаться от РЖД – единственного перевозчика, как от компании-однодневки, мягко говоря, странно", – резюмировал Николай Досегаев. По мнению представителей РЖД, запрет клиента на заключение договора транспортного экспедирования с экспедитором, сведения о котором не внесены в реестр экспедиторов, нарушает основные начала гражданского законодательства, закрепленные в статье 1 ГК РФ. Также в законопроекте четко не прописано, от кого экспедитор обязан принять груз. В Минэкономразвития РФ отмечают, что после ряда доработок законопроекта остались неурегулированными замечания. "В редакции законопроекта устанавливается ответственность за осуществление транспортно-экспедиторской деятельности лицом, сведения о котором не включены в реестр экспедиторов. При этом остается неясным, о каких "виновных лицах" идет речь – о грузоотправителе, перевозчике или экспедиторе. По нашему мнению, в законопроекте следует более четко прописать ответственность сторон. Также представляется недостаточно обоснованной необходимость создания профессионального объединения экспедиторов и юридическая значимость выдаваемой этим объединением рекомендации о включении организации или физического лица в реестр экспедиторов. Кроме того, отсутствуют финансово-экономическое обоснование к законопроекту, а также перечни подлежащих принятию, изменению или отмене федеральных законов, нормативных правовых актов президента и Правительства РФ. В связи с изложенным считаем, что документ нуждается в доработке", – отметили в МЭР. В Федеральной антимонопольной службе РФ также отметили сырость законопроекта. "Предложения парламентариев содержат ряд положений, которые могут ограничить конкуренцию на высококонкурентном рынке транспортно-экспедиторских услуг, – полагает заместитель начальника управления контроля антимонопольного и тарифного регулирования транспорта и связи ФАС России Алексей Горлинский. – В частности, предлагается запрет на заключение договоров с юридическими лицами, не входящими в реестр экспедиторов, а это серьезное нарушение закона "О защите конкуренции". Кроме того, документ создает дискриминационные условия для иностранных экспедиторских компаний, заинтересованных в работе на российском рынке. То есть противоречит не только нормам российского антимонопольного законодательства, но и нормам договора о Евразийском экономическом союзе". Представитель Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД", советник председателя совета директоров ПАО "Северсталь" Сергей Нарышкин обратил внимание, что подготовленные изменения в закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" вводят новые административные барьеры, излишнюю регламентацию и целый ряд необоснованных ограничений. "В частности, в определении понятия "экспедитор" в новой редакции сужается круг субъектов, которые могут выступать в качестве экспедитора. Право оказания транспортно-экспедиторских услуг предоставлено только юридическим лицам, тогда как в перевозках грузов, например, автомобильным транспортом довольно велика доля экспедиторов – индивидуальных предпринимателей", – подчеркнул Сергей Нарышкин. Новая глава "Реестр экспедиторов" содержит нормы, создающие дополнительные барьеры для хозяйствующих субъектов для входа на рынок транспортно-экспедиционных услуг. Предусмотренный законопроектом механизм получения допуска к осуществлению деятельности на рынке через включение в специализированный реестр по сути своей имеет характер скрытого лицензирования. "А транспортно-экспедиционная деятельность не нуждается в такого рода регулировании, ведь экспедитор не оказывает влияния ни на безопасность и обороноспособность государства, ни на другие факторы, связанные со здоровьем, нравственностью, правами и интересами других лиц. И это лишь немногие примеры непроработанности данного законопроекта. В этой связи мы полагаем, что в предложенной редакции он должен быть отклонен", – считает Сергей Нарышкин. Представители операторского сообщества считают, что в нынешнем виде документ может повысить конечную стоимость перевозок. "Разработчики законопроекта в качестве целей его принятия называют защиту государственных интересов, обеспечение своевременной и сохранной доставки грузов, ограничение допуска недобросовестных экспедиторов, – подчеркнул директор по правовым вопросам ООО "Трансойл" Артем Колбинцев. – Однако введение новых норм, согласно предложенным изменениям, приведет лишь к созданию необоснованных и неэффективных ограничений для уже сложившегося конкурентного рынка экспедирования и, как следствие, к появлению существенных неадекватных дополнительных расходов. Это, в свою очередь, прямо отразится на конечной стоимости услуг для грузоотправителей и снижению конкурентоспособности перевозимых грузов". Вице-президент Ассоциации российских экспедиторов (АРЭ) Сергей Желаннов отметил, что в настоящее время действительно на рынке действует множество фирм-однодневок, также есть претензии со стороны грузовладельцев к работе ряда экспедиторов, которые неправильно ведут себя на рынке. "В целом мы согласны, закон необходимо видоизменить. В то же время необходимо выработать правильный подход к этому документу. Речь идет об использовании международной практики доступа экспедиторских компаний на рынок. Против этого выступает часть государственных структур, мол, это противоречит принципам ВТО и нарушит свободу конкуренции. И такое мнение, возможно, имеет право на существование. Работу над законом мы продолжим в том же формате – это будет рабочая группа в рамках комитета Госдумы по транспорту, в нее войдут представители причастных ведомств, операторского и экспедиторского сообщества. В конечном итоге любой закон – это некий компромисс. Нужно найти какой-то компромисс, который устроит и экспедиторов, и перевозчиков, и грузовладельцев, и госорганы", – резюмировал Сергей Желаннов. По его словам, также необходимо решить вопрос о ведении общероссийского реестра экспедиторских компаний. "На сегодняшний день никто не знает, сколько таких компаний действует на российском рынке, статистика не ведется, – подчеркнул вице-президент АРЭ. – По нашим оценкам, в России работает порядка 15 тыс. экспедиторских предприятий. Но надо понимать, кто будет заниматься ведением этого реестра. Была идея доверить эту функцию Минтрансу или Торгово-промышленной палате, однако у этих структур существуют определенные вопросы, связанные с бюджетом. Кроме того, еще нет четкого понимания технологии ведения этого реестра. Рабочей группе предстоит проговорить в том числе и этот вопрос".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.10.2015