04-04-08 / 2008
Новости отрасли
Научный сотрудник ГУ-ВШЭ Андрей Дементьев представил на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация» ра...

О том, какой должна быть конкурентная политика государства в условиях открытой экономики, шла речь на прошедшем в рамках IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация» семинаре «Конкуренция и конкурентная политика в глобальной экономике» 2 апреля 2008г. Первым представил свою работу - «Конкуренция в грузовых железнодорожных перевозках и неопределенность относительно структурной реформы» - научный сотрудник лаборатории макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ Андрей Дементьев. Конкуренция и «Российские железные дороги», на первый взгляд, вещи несовместимые. Однако, по словам г-на Дементьева, ее не существует лишь де-юре: статус перевозчика только у ОАО «РЖД», т.е. только эта естественная монополия обладает правом заключать договор перевозки, который является публичным (ст. 789 ГК РФ). На практике же дело обстоит несколько иначе: в сфере грузовых перевозок возникла и развивается внутривидовая конкуренция. Достаточно бросить беглый взгляд на сайты компаний, которые позиционируют себя перевозчиками, таковыми с легальной точки зрения не являющиеся. Это те компании, которые имеют свои вагоны и обладают возможностью самостоятельно устанавливать цены. Развитие конкуренции на железной дороге началось тогда, когда компаниям стало выгодно инвестировать в собственный вагонный парк. Частные инвестиции в этот период составляли до 100 млрд. рублей. В основном, конечно, вкладывались в цистерны, так как «нефтяной шок» создал резкий спрос на перевозку нефтепродуктов. Но создание ОАО «РЖД» дочерних компаний «ТрансКонтейнер» и «Рефсервис», а также подконтрольных «РейлТрансАвто», «ТрансЛес» привело к снижению доли независимых операторов в структуре грузооборота в 2007 году на 7%.Дальнейшее развитие конкуренции на этом рынке будет зависеть от того, как сложится судьба 100%-й дочки ОАО «РЖД» - «Первой грузовой компании» (ПКГ), считает г-н Дементьев. Пока ей так и не удалось выйти из системы госрегулирования. ФАС приняла смелое, если не сказать - самоубийственное решение по поводу ПГК: сохранение ее регулирования до тех пор, пока ОАО «РЖД» имеет контроль над этой компанией (как вертикально интегрированная структура) или занимает доминирующее положение на соответствующих товарных рынках. Андрей Дементьев не исключает вариант, что ПГК все-таки станет нерегулируемой в рамках либо вертикальной интеграции, либо вертикального разделения. В первом случае происходит прямое повышение издержек конкурентов вследствие злоупотребления своим доминирующим положением.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Opec.ru03.04.2008Группы влияния и псевдоконкуренция