02-12-14 / 2014
Новости отрасли
Наступает время перемен

К концу третьего квартала значение Индекса качества составило 68 баллов, что является достаточно высоким уровнем. Однако это не исключает наличия сложностей. Респонденты отмечают, что к середине осени на железнодорожном транспорте проявились новые тренды, которые уже оказывают влияние на текущую ситуацию.

Профицит подвижного состава сходит на нет, констатируют грузовладельцы. Значение Индекса качества увеличилось с 66 баллов в январе до 68 по итогам сентября. Во многом это связано с тем, что в течение прошедших девяти месяцев повышалась оценка по критерию «соблюдение сроков доставки». Если в январе она составляла 52 балла, то в сентябре уже достигла 62 баллов, что является максимумом за весь период наблюдения. Положительная динамика показателя, который прежде входил в перечень наиболее критикуемых грузоотправителями, подтверждалась комментариями клиентов: доля хороших и нейтральных постепенно росла, а негативных, наоборот, сокращалась.

По связанному критерию – «нормативные сроки по сравнению с желаемыми» – динамика оценок развивалась схожим образом. Они выросли с января на четыре пункта, до 64 баллов в сентябре. Но комментарии грузоотправителей носили двойственный характер: одни удовлетворены текущим положением дел, а другие заявляют, что категорически не довольны нормативными сроками доставки.

Такая дифференциация мнений в принципе является одной из особенностей текущего года. Проявляется она в высказываниях по многим критериям. Например, относительно подачи вагонов под погрузку/выгрузку. Широкий спектр мнений и относительно «технического состояния вагонов», хотя оценка по данному критерию выросла: если в январе она составляла 61 балл, то на протяжении июля – сентября держалась на максимальном за всю свою историю уровне в 65 баллов. В ходе личных интервью сами грузоотправители в последнее время все чаще поднимают тему качества подвижного состава. При этом они высказывают немало критики: многие жалуются на дефектные вагоны как в техническом, так и в коммерческом плане. Однако много и полярных комментариев о том, что проблем с качеством подвижного состава нет. Распространено мнение, что техническое состояние зависит от оператора. А некоторые грузовладельцы добавляли, что в принципе «работают только с теми фирмами, качество вагонов которых устраивает».

В то же время в третьем квартале обозначился ряд более острых вопросов. Прежде всего необходимо сказать о том, что встречались случаи, когда клиентам не удавалось вывезти весь запланированный объем грузов. Отметка по критерию удовлетворенности спроса на транспортные услуги в сентябре составила 76 баллов.

И хотя это соответствует уровню «отлично», но ниже на пункт, чем в январе. Кроме того, сам факт того, что в условиях относительно невысоких объемов погрузки предприятиям не всегда получается выполнить свои производственные планы, вызывает у респондентов нарекания.

Причинами происходящего, по мнению самих грузовладельцев, стали как локальные, так и общесетевые факторы. В числе первых, в частности, называется переориентация грузопотоков с украинских на российские порты. Но в качестве основных все же выделяется следующий момент. По словам респондентов, «подвижной состав подавался не всегда хорошо», что вело к сбоям работы в дальнейшей цепочке.

Впрочем, и это лишь следствие двух глубинных процессов, которые и вызывают проблемы, на что обращают внимание сами участники исследования. Главным корнем трудностей они считают недостаточное развитие инфраструктуры. Оценка по данному критерию стабильно находится на весьма низком уровне – 54 балла (как в январе, так и в сентябре), что соответствует отметке «хорошо», но располагается не очень далеко от разделительной черты с зоной «удовлетворительно».

Однако это все же не единственная трудность. Другим спусковым механизмом текущих сложностей респонденты называют то, что подходит к концу эпоха профицита. Оценка по критерию «наличие вагонов» составила по итогам сентября 79 баллов, что стало минимумом в текущем году.

При этом в данном случае сравнение с январским результатом является малоинформативным, так как тогда профицит только начинал ощущаться. Тем не менее даже тогда показатель был выше сентябрьского на один пункт и равнялся 80 баллам. К марту же он взлетел до 87 баллов, что было максимумом за всю историю наблюдения. И несмотря на то, что в апреле отметка скорректировалась до 85 пунктов, она вплоть до начала третьего квартала продолжала оставаться одним из ключевых драйверов роста Индекса качества. Но с июля оценка начала резко снижаться, и теперь показатель входит в число аутсайдеров, которые не только не способствуют росту суммарного индикатора, но даже тормозят его развитие.

То, что перемены действительно происходят, видно и из высказываний грузовладельцев. В июле на фоне снижения оценки респонденты продолжали говорить о сохранении профицита. В августе отдельные грузоотправители признались, что неожиданно для себя начали сталкиваться со случаями нехватки подвижного состава. А в сентябре подобные высказывания стали куда более частым явлением. Причем в некоторых случаях речь идет о достаточно острых ситуациях. «Вагонов очень не хватало. Хотелось получить одно количество, а получили фактически в два раза меньше», – пожаловался один из участников опроса.

Куда более сдержанными стали комментарии и по некогда одному из самых обсуждаемых разделов исследования – «стоимости услуг». Респонденты констатируют, что ставки фактически не меняются – значительная часть операторов рассчитывает стоимость услуг таким образом, что общая цена перевозки оказывается на уровне минус 1–2% от Прейскуранта 10-01.

Тем не менее оценка по данному критерию далека от рекордных уровней – в сентябре она составила только 57 баллов. Таким образом, показатель окончательно расстался с ролью драйвера роста, которую он выполнял в первом квартале, когда вырос с январских 62 до 64 баллов в марте.

Сами респонденты объясняют тот факт, что отметка снижается уже второй квартал подряд, тем, что даже в ситуации, когда стоимость перевозки остается неизменной, услуги железнодорожного транспорта обходятся дорого. «Если сравнивать цены только с нашей платежеспособностью, то получается нормально. Если сравнить ставки железной дороги и автотранспорта, то в некоторых случаях авто дешевле».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.12.2014