14-03-20 / 2020
Новости отрасли
Настойчивое предложение

Металлурги Украины против новой формы договора на перевозки

Объединение "Укрметаллургпром", в которое входят 28 предприятий, официально обратилось в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) с требованием приостановить введение с 1 апреля нового договора на организацию железнодорожных перевозок, который подготовило АО "Укрзализныця" (УЗ). Авторы послания уверены, что государственный оператор укрепит свое положение монополиста, а стоимость его услуг увеличится для грузоотправителей на 3 млрд грн (около $116 млн) в год.

Напомним, новую редакцию договора о предоставлении услуг по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом УЗ презентовала участникам рынка в феврале 2020 года.

По оценке директора по развитию бизнеса УЗ Андрея Рязанцева, внесенные в типовой договор изменения должны упростить организацию перевозочного процесса и предоставить клиентам максимально удобные сервисы, чтобы взаимодействие грузовладельцев с железной дорогой стало более комфортным.

В частности, его можно заключить в электронном виде и при необходимости вносить изменения одновременно с заказчиками. Кроме того, унифицированы условия предоставления таких услуг, как организация перевозок и накопление собственного порожнего подвижного состава заказчиков на местах общего пользования сети, его пребывание на путях согласованных станций, организация накопления вагонов с грузом на станции отправления или в пути следования для маршрутных отправок на станции назначения и перевозка специальных грузов.

Переход на новый договор запланирован на 1 апреля. Однако объединение "Укрметаллургпром" решило отсрочить введение этого документа и 12 марта направило жалобу в АМКУ, так как в этом случае УЗ укрепит свое монопольное положение и дискриминирует бизнес.

"Анонсированные УЗ изменения приведут к тому, что рынок грузоотправителей заплатит больше, по нашим подсчетам, на 3 млрд грн ($116 млн) в расчете на год. Думаю, это повод для многих предприятий обратиться в АМКУ и в суды с тем, чтобы отстаивать свои права. Потому что УЗ, с одной стороны, настаивает, что является рыночным субъектом, и требует соответствующего к себе отношения, а с другой – пользуясь своим монопольным положением, продавливает выгодные для себя решения", – считает президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

В жалобе в АМКУ отмечается, что форма договора об организации перевозок УЗ не соответствует форме договора, утвержденной Министерством инфраструктуры, она не предусматривает процедуры согласования с заказчиком услуги и внесения изменений по его инициативе. Зато такое право государственный оператор оставляет за собой. И, как считают в "Укрметаллургпроме", УЗ сможет навязывать заключение договоров на любых выгодных для себя условиях, злоупотребляя монопольным положением на рынке железнодорожных перевозок. Кроме того, отказать в услуге перевозки без объяснения причин.

Не устраивает металлургов и договорное обязательство заказчиков нести ответственность за задержку вагонов, так как он не может влиять на ситуацию, особенно на подходах к станции назначения.

Как ранее писал "Гудок", такой подход компания предложила бизнесу в июне 2019 года, когда предложила по-новому платить за использование собственных вагонов во время выполнения грузовых операций, чтобы сократить время сверхнормативного простоя подвижного состава на подъездных путях. Теперь это положение предусмотрено новой формой договора.

В ассоциации "Украинский логистический альянс" сразу обратили внимание на этот спорный момент. Как сказал председатель правления ассоциации Владимир Иващук, в УЗ не автоматизирован процесс учета вагонов, поэтому она не может контролировать все операции с парком, и здесь возникают определенные коррупционные риски, когда сотрудники компании по договоренности с клиентами при оформлении документов на перевозку будут проставлять меньшее время, чем в действительности. Другой момент, что уменьшение времени нахождения вагонов под грузовыми операциями или просто на подъездных путях должно быть связано с ускорением общего времени оборота вагона. Но из-за неэффективного процесса перевозки оно, наоборот, увеличивается. В частности, расчетная формула потерь времени пользования вагонов – более 48 часов – привязана к нормативному сроку доставки 200 км в сутки, а фактически вагоны в сутки преодолевают расстояние менее 100 км.

Нужно отметить, что еще на момент презентации новых договорных правил член Экспертного совета при Министерстве инф-раструктуры Валерий Ткачев отметил ряд недостатков документа, на которые сейчас так резко отреагировали металлурги.

По его мнению, в договоре УЗ пытается узаконить дополнительную плату за подачу и уборку вагонов на малодеятельные грузовые станции. Такое условие противоречит антимонопольному законодательству, так как размер платы закреплен в ряде нормативных документов и не может устанавливаться монополистом. Явно не в интересах грузоотправителей и предусмотренная договором плата оператору за перевозку порожних вагонов, хотя при сдвоенной грузовой операции УЗ порожние вагоны на погрузку не подаются, но деньги идут.

Между тем еще при разработке документа АМКУ предостерег УЗ от нарушения законодательства о защите экономической конкуренции во время введения в действие нового договора. Однако в компании не прислушались. В ответ на обращение металлургов ведомству придется реагировать более жестко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152014.03.2020