Количество операторов, по некоторым оценкам, превышает 1,8 тыс. Все они так или иначе предоставляют услуги по перевозке грузов по железной дороге. Все они, даже самые крупные, выступают market-taker’ами по отношению к регуляторам и во взаимоотношениях с РЖД. То есть принимают заданные теми правила игры без шансов повлиять на их изменение. Если появится лицо, выступающее от имени всех (или большинства) операторов с консолидированной позицией, – это будет уже намного более сильная позиция в переговорах по изменению нормативной базы, регулирующей рынок железнодорожных перевозок. Таким лицом и может быть саморегулируемая организация.
В настоящий момент в отрасли железнодорожных перевозок не существует такого органа, который мог бы инициировать обмен опытом между операторами, обобщение наиболее успешной практики взаимодействия с клиентом и перевозчиком. Сами члены СРО прежде всего заинтересованы в определении рамочных правил, использование которых приводит к заведомо успешному оказанию услуги.
Возможно, не все операторы в состоянии оказывать услуги на заданном саморегулируемой организацией уровне. Тогда они не смогут оставаться членами СРО, и таким образом рынок очистится от мелких, слабых и нежизнеспособных компаний. Их количество зависит от выработанных СРО стандартов (как высота планки в легкой атлетике).
Весьма тонким моментом является вопрос об обязательности членства в саморегулируемой организации и ее единственности. Операторы подвижного состава не раз обращали внимание, что подходы к бизнесу у крупных и мелких операторов серьезно отличаются. Если стремиться к единственной СРО, то либо крупные операторы, преследующие свои интересы, «задавят» мелких и даже средних, а затем консолидируют рынок, либо мелкие операторы «раздергают» повестку собраний и не дадут работать крупным операторам, опять же это будет зависеть от заданных СРО правил. С этой точки зрения позитивным решением могло бы стать создание нескольких саморегулируемых организаций, сгруппированных, например, по сходству масштабов бизнеса и интересов.
Если допустить существование нескольких СРО, то обязательность членства в них может быть закреплена на законодательном уровне. Таким образом, представительство интересов целой отрасли не будет монополизировано. У оператора всегда останется выбор. Возможно, с течением времени рынок естественным путем сам определит единственную саморегулируемую организацию, достойную быть «голосом отрасли». Пока же законодательное закрепление обязательности членства в такой СРО может оказаться выстраиванием высокого барьера на вхождение в рынок операторских услуг, задиранием вышеупомянутой планки, а также стимулированием аппетитов ее чиновников.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.ru | 27.08.12 | Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М» |