28-08-12 / 2012
Новости отрасли
Насколько оправданно создание СРО операторов железнодорожного подвижного состава?

Количество операторов, по некоторым оценкам, превышает 1,8 тыс. Все они так или иначе предоставляют услуги по перевозке грузов по железной дороге. Все они, даже самые крупные, выступают market-taker’ами по отношению к регуляторам и во взаимоотношениях с РЖД. То есть принимают заданные теми правила игры без шансов повлиять на их изменение. Если появится лицо, выступающее от имени всех (или большинства) операторов с консолидированной позицией, – это будет уже намного более сильная позиция в переговорах по изменению нормативной базы, регулирующей рынок железнодорожных перевозок. Таким лицом и может быть саморегулируемая организация.

В настоящий момент в отрасли железнодорожных перевозок не существует такого органа, который мог бы инициировать обмен опытом между операторами, обобщение наиболее успешной практики взаимодействия с клиентом и перевозчиком. Сами члены СРО прежде всего заинтересованы в определении рамочных правил, использование которых приводит к заведомо успешному оказанию услуги.

Возможно, не все операторы в состоянии оказывать услуги на заданном саморегулируемой организацией уровне. Тогда они не смогут оставаться членами СРО, и таким образом рынок очистится от мелких, слабых и нежизнеспособных компаний. Их количество зависит от выработанных СРО стандартов (как высота планки в легкой атлетике).

Весьма тонким моментом является вопрос об обязательности членства в саморегулируемой организации и ее единственности. Операторы подвижного состава не раз обращали внимание, что подходы к бизнесу у крупных и мелких операторов серьезно отличаются. Если стремиться к единственной СРО, то либо крупные операторы, преследующие свои интересы, «задавят» мелких и даже средних, а затем консолидируют рынок, либо мелкие операторы «раздергают» повестку собраний и не дадут работать крупным операторам, опять же это будет зависеть от заданных СРО правил. С этой точки зрения позитивным решением могло бы стать создание нескольких саморегулируемых организаций, сгруппированных, например, по сходству масштабов бизнеса и интересов.

Если допустить существование нескольких СРО, то обязательность членства в них может быть закреплена на законодательном уровне. Таким образом, представительство интересов целой отрасли не будет монополизировано. У оператора всегда останется выбор. Возможно, с течением времени рынок естественным путем сам определит единственную саморегулируемую организацию, достойную быть «голосом отрасли». Пока же законодательное закрепление обязательности членства в такой СРО может оказаться выстраиванием высокого барьера на вхождение в рынок операторских услуг, задиранием вышеупомянутой планки, а также стимулированием аппетитов ее чиновников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru27.08.12Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М»