20-12-17 / 2017
Новости отрасли
Нашли крайнего

АО "Федеральная грузовая компания" и ОАО "РЖД" планируют обжаловать решение Федеральной антимонопольной службы, признавшей компании причастными к установлению и поддержанию высокой цены на предоставление полувагонов в период с июля 2016 по март 2017 года.

ФАС обвинила ФГК в высоких операторских ставках. Как сообщили в ФАС России, 4 декабря служба возбудила дело по нарушению п. 1 ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции" на основании ряда жалоб на необоснованный рост цен на предоставление полувагонов. По мнению экспертов антимонопольного ведомства, в результате действий ФГК ставки оперирования выросли с 400–500 руб. за вагон в сутки летом 2016 года до 1,3 тыс. руб. и более за вагон в сутки в марте 2017 года.

"Напомним, что вагонный парк "УВЗ-Логистик" был передан в аренду ФГК в марте 2016 года в условиях цен 400–500 руб. за вагон в сутки, – говорится в пресс-релизе ФАС. – ФАС России согласовала сделку с предписанием, ключевым условием которого было заблаговременно предоставлять в антимонопольное ведомство экономическое обоснование повышения цен на вагоны свыше 7,5%. Это предписание было нарушено ФГК – цены повышались без обоснования и невзирая на неоднократные предупреждения службы".

Комментируя это решение, заместитель начальника правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев говорит, что РЖД привлекать по вопросу завышенных операторских ставок нелогично, так как РЖД не являются операторской компанией и самостоятельно не устанавливают ставки на предоставление вагонов грузовладельцам.

"Необходимо ознакомиться с мотивировочной частью ФАС и принимать решения о дальнейших действиях. Однако в случае, если предписание не нарушит права РЖД и ФГК как хозяйствующих субъектов допускаю, что такое решение не будет обжаловано", – отметил Алексей Васильев.

В свою очередь в операторской компании отмечают, что ФГК не могла установить "монопольно высокие цены на предоставление полувагонов", так как в 2016 году ее доля на российском рынке полувагонов составляла чуть более 20%, а стоимость подвижного состава под грузоперевозки была значительно ниже, чем у конкурентов.

"В 2016–2017 годы на операторском рынке действительно произошла серьезная коррекция цен, – отмечается в официальном сообщении ФГК. – Вагонная составляющая (доход оператора) после длительного спада приблизилась к уровню 2012 года. В то же время цены на перевозимые сырьевые товары также существенно выросли. Кроме того, на уровень ставок повлияли и рыночные факторы, такие как баланс спроса и предложения, окупаемость вагона, изменение общего количества парка на сети. По запросу ФАС оператор предоставил тысячи документов, подтверждающих данную информацию".

В компании отметили, что при этом большинство компаний, на которые ссылается ФАС в рамках рассматриваемого дела, не имели договорных отношений с АО "ФГК". А весной 2017 года в ситуации очевидного дефицита вагонного парка компания заморозила уровень ставки.

"Стоимость предоставления подвижного состава ФГК является сегодня наиболее привлекательной на рынке, это доказывает высокий спрос на услуги нашей компании, который в полтора-два раза превышает предложение, – отмечал ранее генеральный директор ФГК Алексей Тайчер. – В условиях дефицита полувагонов это ощущается наиболее остро – в компанию и регулирующие органы поступают жалобы от грузоотправителей, которым не хватило вагонов".

Помимо приобретения 26 тыс. вагонов и модернизации парка универсальных платформ, ФГК выплатила ОАО "РЖД" более 10 млрд руб. дивидендов, направленных на дальнейшее развитие сети железных дорог и повышение доступности услуг железнодорожного транспорта для предприятий РФ.

"В связи с этим компания предпримет необходимые действия для обжалования решения ФАС в установленном законодательством порядке", – подчеркнула пресс-секретарь ФГК Юлия Галлямова.

"Обвинение в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление полувагонов ФАС не имеет возможности предъявить другим серьезным игрокам рынка, – отметил председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. – ФГК – дочерняя структура естественной монополии, а другие крупные операторы, к примеру АО "Первая грузовая компания" и АО "Нефтетранссервис", являются обычными хозяйствующими субъектами, частными компаниями. При этом позиция операторов, повышающих ставки насколько это возможно, предельно ясна – пока они не компенсируют все свои убытки предыдущих лет, ощутимой корректировки цен ждать не стоит".

В то же время, отмечает эксперт, говорить, что операторы купаются в деньгах, тоже неправильно – примерно 2/3 их прибыли идут на погашение потерь, возникших за 2013–2015 годы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.12.2017