26-02-14 / 2014
Новости отрасли
Наши инструменты

Прежде чем побеседовать с профсоюзным лидером дороги, мы провели мини-опрос двух десятков членов Роспрофжела в границах магистрали и выяснили, что прежде всего железнодорожников волнуют вопросы заработной платы и охраны труда.

Сегодня главное на полигоне ВСЖД – сохранить трудовые коллективы.

– Александр Сергеевич, действительно ли уровень зарплат становится одним из факторов, который влияет на текучесть кадров в трудовых коллективах?

– Это смотря какой коллектив взять. У нас они в основном устойчивы в кадровом отношении хотя бы потому, что большинство железнодорожников ценят свою профессию и держатся за свои рабочие места. Да, в некоторых вертикально интегрированных структурах в границах дороги, таких как железнодорожная торговая компания, строительно-монтажный трест № 14, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, институт «Иркутскжелдорпроект», ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», Дирекция пассажирских обустройств, Федеральная грузовая компания, судя по прошлому году, произошло снижение уровня реальной заработной платы.

Если же в целом смотреть по производственным группам на уровень зарплаты, то ее рост обеспечен не ниже показателя инфляции в стране. Этот отрадный факт как нельзя лучше вписывается в профсоюзную концепцию – максимально сохранить трудовые коллективы.

– Не секрет, что определенная категория управленцев получает заметно больше, чем работники массовых производственных групп. Каким образом можно, в том числе и с помощью профсоюзного влияния, сгладить это противоречие?

– Данное, как вы говорите, противоречие между работником и руководителем в цивилизованных странах регулируется государственным законом. К сожалению, сегодня в России такого регулятора нет. Соответственно каждая компания у нас определяет механизм подхода к формированию системы оплаты труда для менеджмента. Те законы, которые были с начала 90-х годов при формировании акционерных обществ, других коммерческих структур, работать перестали. Сегодня у нас на железной дороге соответствующим постановлением определены совместно с работодателем основы уровня заработной платы всех профессиональных групп. Поэтому прямое воздействие на формирование заработной платы профсоюз, несомненно, имеет.

Есть, разумеется, определенные ограничения, установленные федеральным законом о защите персональных данных. В целом же система оплаты труда, материального стимулирования – продукт совместный. Что же касается системы мотивации труда руководителя, то это полностью прерогатива работодателя.

– Вы неоднократно, в том числе на региональных социально-экономических форумах, поднимали проблему аутсорсинга...

– Это сегодня действительно очень болезненная тема. Скажем прямо, это альтернатива для работодателя для выполнения задания по производительности труда. Наша оценка такова: аутсорсинг является прямым ущемлением интересов работников. Но существующие законы РФ позволяют работодателю использовать такой вид труда для решения экономических задач. Хотя и в этом виде экономической деятельности, особенно когда компания крупная, можно добиться относительного социального благополучия.

В прошлом году на полигоне дороги появился новый мощный аутсорсер в лице ЗАО «ТМХ-сервис». Много мы сил потратили для налаживания отношений с этой структурой. Не все гладко было, но удалось наладить нормальный контакт. В результате в июне прошлого года был подписан колдоговор, в котором все нормы, как и в договоре ОАО «РЖД», были сохранены.

– У многих железнодорожников, особенно с принятием нового трехлетнего Колдоговора ОАО «РЖД», который вступил в действие в текущем году, заострилось внимание на теме охраны труда и промышленной безопасности. Какие здесь могут быть подвижки?

– Можно разбить этот вопрос на составляющие. Первое – приведение рабочих мест к условиям труда, где фактор вредности можно исключить: освещенность, запыленность, загазованность и так далее. Здесь мы работаем с хозяйственниками по составлению программ вывода работников из опасных условий производства. Оснащаем рабочие места вытяжными системами, восстанавливаем освещенность станций в соответствии с нормативами. Запускаем новые технологии, устанавливаем оборудование с меньшим уровнем шума, внедряем новые виды индивидуальной защиты.

Второе – это когда есть ряд факторов, которые невозможно устранить. Например, когда путейцам приходится при температуре минус сорок идти осматривать стальную колею. Здесь проблемы можно сгладить только путем применения специальных мазей, защитных масок, теплой спецодежды.

Третье – это условия труда для локомотивных бригад. Невозможно полностью убрать наведенное напряжение в сети или ликвидировать шум, вибрацию. Да, создаются новые серии локомотивов, применяются новые наработки в изменениях конструкции кузова, новые материалы для снижения шума и вибрации, устанавливаются новые силовые агрегаты, виброгасящие кресла, внедряются новые системы кондиционирования, обогрева. То есть и разработчики и, соответственно, профсоюзы теперь уделяют более пристальное внимание каждому рабочему месту.

У нас в 2013 году был поставлен на особый контроль вопрос работы исправными, качественными инструментами. Понятно, что не все в этом направлении сделано, но тем не менее произошли за это время очень серьезные подвижки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Восточно-Сибирский путь26.02.2014