06-07-17 / 2017
Новости отрасли
Наша сила – в единстве

В этом году Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники отмечает 10-летний юбилей. Об основных итогах его работы и перспективах развития – наша беседа.

На площадке ОПЖТ ведут диалог производители и потребители техники. Валентин Гапанович, президент НП "ОПЖТ"– Валентин Александрович, с какой целью создавалось партнерство? Что удалось и чего не удалось сделать?

– Оно было образовано в 2007 году с целью координации российских производителей железнодорожной техники при создании новых видов подвижного состава. С созданием ОАО "РЖД" нужна была общественная площадка для обсуждения актуальных вопросов, затрагивающих интересы как производителей, так и потребителей железнодорожной продукции. Такой площадкой и стало партнерство. Мы понимаем, что предстоит еще многое сделать для повышения эффективности этого диалога.

Со временем появилось более широкое понимание целей и задач партнерства как системного интегратора деятельности предприятий на всем этапе жизненного цикла железнодорожной продукции – от проектирования до утилизации. Поэтому мы стали взаимодействовать и с предприятиями смежных отраслей промышленности.

– Каков наиболее важный итог работы ОПЖТ?

– Наиболее важным я назвал бы производство новой линейки подвижного состава. Отмечу такие разработки, как магистральный газотурбовоз ГТ1h, пассажирский электровоз двойного питания ЭП20, грузовые электровозы 2ЭС5К "Ермак", 2ЭС6 "Синара", 2ЭС10 "Гранит", электропоезд "Ласточка", маневровые тепловозы с гибридной силовой установкой ТЭМ9, ТЭМ14, ТЭМ19, ТЭМ35, двухэтажные пассажирские вагоны, наконец, грузовые вагоны нового поколения. Эта работа была непростой. Нужно было не только согласовать требования заказчика с возможностями поставщиков, но и переработать огромный массив регламентирующих документов в связи с постановкой на производство инновационной продукции, скоординировав их с государственными структурами. Опыта такой работы у нас не было, приходилось многое делать, что называется, с колес. Но мы это сделали. Железнодорожное машиностроение страны выжило, развивается и выпускает продукцию на уровне мировых стандартов, а в некоторых случаях и выше.

Не могу не отметить недавнее заседание Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в Ижевске в концерне "Калашников" с участием президента страны Владимира Путина. Состоялся конструктивный разговор, и мы надеемся на его продолжение уже в практической плоскости. Должны быть сформулированы поручения, связанные с поддержкой машиностроителей через механизмы госрегулирования, примерно по той схеме, как работает Рособоронзаказ. Это имеет большое значение для транспортного машиностроения.

– Само партнерство, видимо, играет ключевую роль в отстаивании интересов производителей?

– Такие общественные организации, как наша, – очень хороший инструмент взаимодействия бизнеса и власти. На площадке ОПЖТ обсуждаются проекты федеральных законов, постановлений Правительства РФ, касающихся транспортного машиностроения. Так мы обсудили более 40 законопроектов и подзаконных актов, направили в органы власти 95 писем с нашими предложениями по доработке тех или иных документов. Большинство из них в той или иной степени учтены в их окончательных редакциях.

Сейчас мы создаем экспертный совет по транспортному машиностроению на площадке комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. И для законодателей будет очень ценно то, что предложения, которые будут реализованы в законах, родятся с учетом мнений тех, кто производит и потребляет продукцию.

– В составе партнерства широкий спектр предприятий. Как им удается взаимодействовать на одной площадке? Планируете ли расширять ряды ОПЖТ в дальнейшем?

– ОПЖТ уже переросло узкие рамки отраслевой организации и стало межотраслевым общественным объединением. В одиночку на рынке не выжить. А интеграция делает нас сильнее в конкурентной борьбе и будет дальше выступать консолидирующим фактором нашего партнерства. Причем у нас нет никакого разделения между теми, кто работает в РЖД, и другими компаниями. Здесь все равны, а обсуждение и принятие решений проходит коллегиально, на основе консенсуса. Это и позволило нам на протяжении 10 лет существовать и развиваться.

В составе партнерства сегодня 174 участника. Мы не ставим цели увеличить или сократить их число. У нас добровольное объединение, куда входят те, кто считает свое участие необходимым для повышения эффективности своей работы, уровня знаний и для решения вопросов, которые в одиночку сложно решить, особенно предприятиям среднего и малого бизнеса.

– Под какие задачи создавались комитеты партнерства? Работу каких из них можно оценить высоко?

– В соответствии с главными направлениями деятельности ОПЖТ образованы комитеты по локомотивостроению, грузовому подвижному составу, инфраструктуре, системам управления и безопасности. По принципу сквозных задач созданы комитеты по качеству, экспорту и инновациям, интеллектуальной собственности, металлургии, стандартизации и техническому регулированию, а также Совет главных конструкторов. Все они работают достаточно активно. За 10 лет ими проведено 486 заседаний, в которых приняли участие более 12 300 специалистов. Хотел бы отметить комитет по грузовому подвижному составу, который возглавляет Сергей Калетин. Огромной благодарности заслуживает работа и других председателей комитетов: Владимира Шнейдмюллера (Комитет по локомотивостроению), Владимира Матюшина (Комитеты по стандартизации и техническому регулированию), Олега Сеньковского (Комитет по качеству), Ефима Розенберга (Комитет по электротехническим и интеллектуальным системам управления), Антона Зубихина (Комитет по экспорту и инновациям), Максима Штайгера (Комитет по инфраструктуре и путевой технике) и Валерия Коссова (Совет главных конструкторов).

– Какова цель работы партнерства в регионах?

– Региональная политика для нас важна по двум причинам. Во-первых, железнодорожное машиностроение является стратегической отраслью отечественного машиностроения, и оно не может зависеть от конъюнктуры внешнего рынка. Во-вторых, наши предприятия расположены в 34 регионах страны, в половине из них – это градообразующие предприятия. Поэтому цель нашей региональной политики двоякая. Мы стремимся обеспечить регионы заказами, рабочими местами, тем самым поддерживая социальную стабильность. И в то же время используем инновационный потенциал промышленности регионов в интересах собственного развития. За 10 лет мы провели 11 региональных конференций, 59 региональных совещаний, выездных заседаний комитетов, круглых столов. У нас появились новые поставщики комплектующих, особенно импортозамещающей продукции.

– Как вы находите общий язык с иностранными партнерами?

– Мы провели огромную работу по налаживанию международных контактов с европейской ассоциацией железнодорожной промышленности UNIFE, ассоциациями из Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, другими профессиональными и общественными организациями. Они оказали неоценимую помощь нашим предприятиям в налаживании контактов с зарубежными партнерами.

В сентябре в рамках салона "ЭКСПО 1520" в Щербинке мы планируем провести 1-й международный форум общественных организаций в области железнодорожного машиностроения. Туда мы пригласили наших европейских и китайских партнеров. Мы хотим обменяться взглядами о направлениях развития железнодорожной промышленности. И то, что многие зарубежные коллеги выразили готовность участвовать в этом форуме, свидетельствует о том, что мы с ними работаем достаточно конструктивно.

– Что за последнее время создано нового в рамках партнерства?

– Создан научно-производственный совет, где впервые будем рассматривать научные и прикладные проблемы сварочного производства. Это очень важно для железнодорожной отрасли. Причем это касается не только сварки рельсов. Например, пайка в микропроцессорных схемах – это ведь тоже одна из разновидностей сварки. К сожалению, в этих вопросах в стране нет такой координации, что была несколько десятилетий назад. Поэтому мы решили в рамках совета поговорить с учеными, чтобы понять, какая требуется нормативная база, подготовка кадров, какие новации нужно более активно внедрять в промышленности.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы в работе НП "ОПЖТ"?

– Прежде всего они связаны с тем посылом, который дал президент страны в своем декабрьском послании и других документах. Это диверсификация оборонной промышленности, то есть создание на ее базе продукции не только для обороны, но и для гражданских отраслей. Сегодня в ОПК используются высокие технологии, которые необходимо применять и в других секторах промышленности. Одна из наших задач – вместе с предприятиями "оборонки" постараться найти те сегменты военного производства, которые могут быть задействованы в производстве продукции для железнодорожного транспорта.

Мы также начали активно работать по "цифровой железной дороге", что означает переход к более сложным направлениям деятельности, таким как "Интернет вещей" или информация больших массивов. Да, такие отдельные элементы уже внедряются, но это пока далеко не то, что нам нужно. Необходимы новые программные продукты. К сожалению, до сих пор у нас нет стандарта, который бы унифицировал все протоколы обмена между аппаратно-программными комплексами ОАО "РЖД" и теми, что есть у наших производителей. И сейчас в рамках НП "ОПЖТ" мы будем разрабатывать такие стандарты, которые позволят унифицировать все протоколы обмена и информационные каналы обмена, сделать их понятными и одинаковыми как для РЖД, так и для производителей. Это создаст предпосылки для того, чтобы работать в едином информационном поле.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.07.2017