19-08-16 / 2016
Новости отрасли
Наш уголь рвется на Восток

Увеличение поставок в страны АТР будет зависеть от синхронного развития портов и железных дорог

Перспективы российского угольного экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) напрямую зависят от возможностей транспортной инфраструктуры : перев ал очных мощностей Дальневосточных портов и пропускной способности ведущих к ним Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Если вопрос с портовыми мощностями экспортеры преимущественно решают самостоятельно, то в вопросе железнодорожной инфраструктуры им остается надеяться на государство и ОАО "РЖД". Сейчас в портах Дальнего Востока грузоотправители инициировали массу инвестпроектов. Однако степень их реализации и масштабы неодинаковы.

В Управляющей портовой компании (УПК), которая контролирует работу угольного терминала в порту Восточный, сообщили, что запланированные проектные работы уже завершены на 75%. Результатом реализации проекта станет способность терминала к 2019 году ежегодно переваливать до 39 млн т угля.

Управляющий директор АО "Восточный порт" Анатолий Лазарев рассказал, что сейчас реализуется третья очередь проекта, в рамках которой построены два причала (один из них технологический), проведено дноуглубление до 16,5 м, образована территория под новый перевалочный комплекс.

- Общие инвестиции в проект - 27 млрд рублей, из которых сейчас 14 млрд профинансировано, - сообщила заместитель генерального директора УПК по перспективному развитию Ирина Ольховская.

Причем проект реализуется без привлечения государственных и заемных средств, отметила она.

По данным УПК, которой под управление передан также и терминал КРУ в порту Усть-Луга Ленинградской области - "Ростерминалуголь", если по итогам 2015 года грузооборот двух подконтрольных УПК морских терминалов составил 40,3 млн т угля (22,8 млн т через "Восточный порт" и 17,5 млн т через "Ростерминалуголь"), то в 2019 год он возрастет до 57 млн т.

По словам Ирины Ольховской, эти объемы уже подтверждены грузовой базой. Через терминалы УПК отправляют свои угли на экспорт как КРУ, так и УК "Кузбассразрезуголь", СУЭК, Кузбасская топливная компания, "Русский уголь", "Сибуглемет" и ряд других игроков, включая небольшие компании.

Высокий спрос со стороны экспортеров угля к портовой перевалке своих грузов через дальневосточные порты подталкивает и других владельцев терминалов, и самих грузоотправителей наращивать портовые мощности.

Напомним, что ранее премьер Дмитрий Медведев отмечал, что к 2030 году наши объемы поставок на восточном и атлантическом направлениях выйдут примерно на равный уровень. В прошлом году в России добыто свыше 370 млн т угля - это на 4% больше, чем в 2014 году. Почти половина общего объема поставок - около 155 млн т - ушла на экспорт.

Ведущий угольный холдинг СУЭК через подконтрольную ему компанию "Дальтрансуголь" развивает угольный терминал в порту Ванино, мощность которого к 2017 году составит 24 млн т. Также в порту Восточный на новом угольном терминале начала строительство перегрузочного комплекса "Север" и группа "Сумма" братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. В Находке планируется в течение пяти лет построить "Новый угольный терминал". В бухте Суходол еще один угольный терминал начал строить "Сибирский деловой союз".

В результате этого, по словам Ирины Ольховской, сейчас абсолютно все грузоотправители, которые заинтересованы в отправках из дальневосточных портов, испытывают дефицит пропускных возможностей двух основных железнодорожных магистралей - Байкало-Амурской и Транссибирской (БАМ и Транссиб).

- Сейчас наблюдается дефицит пропускных мощностей, который будет нивелирован по итогам реализации проектов по модернизации БАМа и Транссиба, - полагает она.

По ее словам, только с 2010 по 2015 год перевозки на Дальний Восток достигли 21,7 млн т, из которых 13,5 млн т - в адрес станции Находка-Восточная.

В ОАО "Российские железные дороги" "Известиям" сообщили, что, согласно паспорту проекта по модернизации БАМа и Транссиба, в 2019 году пропускная способность железной дороги на подходах к станции Находка возрастет с 78,5 млн до 125,1 млн т в год, к станции Ванино - с 19,3 млн до 37,1 млн т в год.

- Сегодня ОАО "РЖД" развернут широкий фронт работ, строительство ведется одновременно на сотнях объектов, - подчеркнули в компании.

На реализацию программы в целом необходимо будет направить 562,4 млрд рублей. По данным РЖД, за 2013-2015 годы выполнено работ на сумму 148,1 млрд рублей, или 26% от запланированного объема. Отмечается, что перечень мероприятий по модернизации магистралей составлялся исходя из планов грузоотправителей.

- Реализация данного проекта позволит российским компаниям вывозить дополнительно 66 млн т, - сообщают представители РЖД.

За темпами реализации этого проекта следят все - и грузоотправители, и портовики, поскольку именно от этого будут зависеть скорость доставки, загрузка портовых мощностей и выполнение контрактов.

- Железнодорожная сеть региона действительно нуждается в модернизации. И сегодня мы видим серьезные намерения со стороны государства развивать и обновлять инфраструктуру железных дорог, - поделился с "Известиями" своей оценкой текущей транспортной ситуации на Дальнем Востоке член совета директоров Восточной стивидорной компании (входит в Global Ports) Александр Игнатенко.

По его словам, это подтверждается целевой федеральной программой по развитию транспортной системы России на 2010-2020 годы, в рамках которой реализуется проект развития транспортного узла "Восточный - Находка", предусмотрена модернизация Транссиба и БАМа.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия19.08.2016