24-12-17 / 2017
Новости отрасли
Наравне с флагманами

ОАО "РЖД" планирует наращивать зарубежный портфель инвестиций.

К 2025 году доходы от зарубежной деятельности холдинга "РЖД" вырастут с сегодняшних 468 млрд до 800 млрд руб. Выход на рынки других государств возможен только с комплексными транспортными проектами.

Как рассказал журналистам первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин, подготовленная холдингом Стратегия зарубежного бизнеса до 2025 года предполагает, что к этому сроку объем выручки от зарубежной деятельности (включает в себя транзит, логистику и доходы от проектов в иностранных государствах. – Ред.) достигнет 22% от выручки всего холдинга.

Довольно высокий уровень доходов от зарубежной деятельности характерен для европейских железнодорожных компаний. Например, у немецкой Deutsche Bahn он составляет 40% (18,4 млрд евро), а у французской SHCF – 22%. Как полагают в ОАО "РЖД", сейчас рынок международных железнодорожных проектов находится в фазе роста, и он будет расти и далее. С 2016 по 2030 год общая стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры в государствах мира превысит 4 трлн евро, и российские компании вполне могут увеличить здесь свою долю.

"С учетом того что мы будем работать на высококонкурентном рынке, это очень сложная и важная задача с точки зрения продвижения на международный рынок не только транспортных, но и российских машиностроительных компаний, – отметил Александр Мишарин. – Чем лучше мы работаем внутри России, тем легче мы сможем продвигать российские интересы. Мы выходим на международные рынки не просто как транспортная компания, а с комплексными проектами вместе с нашими российскими производителями железнодорожной техники. Эти проекты понятны тем, кто заказывает эту работу, поэтому мы и побеждаем в тендерах".

Сегодня ОАО "РЖД" уже имеет портфель заказов в 15 государствах. Полным ходом идет модернизация инфраструктуры в Сербии, подписан контракт на электрификацию железной дороги Гармсар – Инче Бурун в Иране, в высокой степени готовности документы по модернизации железной дороги на Кубе, в разработке ТЭО проекта модернизации линии Нагпур – Секундерабад в Индии. Россия вернулась с железнодорожным проектом во Вьетнам, идут переговоры в Бразилии и Аргентине, предполагается участие в конкурсе на постройку железной дороги в Саудовской Аравии.

В Департаменте зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО "РЖД" указывают, что сейчас в мире большая часть строек реализуется на принципах ГЧП и проектного финансирования, поэтому особенно важно выстроить взаимоотношения с мировыми институтами развития, банками и финансовыми фондами. Поэтому в рамках Стратегии зарубежного бизнеса холдинга "РЖД" предполагается налаживание такого взаимодействия, а также формирование новых консорциумов и стратегических альянсов с теми мировыми компаниями, которые уже присутствуют на тех рынках, куда собираются выходить РЖД.

Как полагает президент Фонда развития инфраструктуры Владимир Косой (участвовал в разработке стратегии. – Ред.), у холдинга "РЖД" есть неоспоримые конкурентные преимущества перед всеми другими зарубежными компаниями. Во-первых, это уникальный и успешный опыт управления железными дорогами целых государств – Армении и Монголии. Во-вторых, ни одна железная дорога не имеет таких, как РЖД, объемов грузовых перевозок. Из недостатков можно указать пока лишь отсутствие истории успеха реализации международных проектов с нуля и то, что российский бизнес в целом мало представлен за рубежом.

"Когда РЖД будут продавать свои проекты в развивающихся странах, где необходим большой объем перевозок, там все понимают, что именно наша компания – номер один в этой сфере и ни у кого больше нет такого опыта, – рассказал "Гудку" Владимир Косой. – Преимущества зарубежных компаний связаны лишь с тем, что они уже давно находятся в этих государствах, имеют опыт и связи. Конечно, нужно отдавать себе в этом отчет и искать возможности кооперации, если это гарантирует хороший результат".

По остальным позициям наш российский бизнес ничем не уступает. К примеру, индийские консалтинговые компании обратились в РЖД с просьбой нарастить свои компетенции в составлении комплексных планов развития, чтобы иметь возможность предложить своему правительству мастер-план развития своих железных дорог по всей стране.

Как полагает Владимир Косой, для входа на зарубежные рынки можно воспользоваться тем, что определенные российские компании уже реализуют добычу полезных ископаемых на территории других стран. Это, к примеру, "Норникель", ЕвразХолдинг, "РУСАЛ".

Когда такие компании приходят в другое государство, они должны решать свои логистические проблемы с помощью наших технологий и заранее формировать свои проекты исходя из преимущественного использования нашего оборудования, полагает эксперт. Это нормальная международная практика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152024.12.2017