27-01-23 / 2023
Новости отрасли
Наращивание перевозок контейнеров по Восточному полигону: рост объемов вывоза или новый дисбаланс?

В феврале количество контейнерных поездов с полувагонами с Дальнего Востока должны увеличить до 5 пар в сутки. Кроме того, Минтранс РФ намерен продлить введенную в ноябре меру о назначении 3 пар дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке до конца текущего года. При этом гарантированные объемы угля планируется вывезти за счет увеличенных мощностей Восточного полигона.

Сохранить и приумножить

В ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства глава Минтранса РФ Виталий Савельев доложил, что при принятии такого решения этом сохранятся гарантированные объемы вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Якутии, Тувы и Бурятии "как раз за счет дополнительных мощностей Восточного полигона".

По данным Минтранса, в декабре прошлого года среднесуточный вывоз контейнеров с импортными грузами железнодорожным и автомобильным транспортом года составил 3713 TEU, что на 8,8% выше ноября.

Как сообщил В. Савельев, для стимулирования контейнерных перевозок и увеличения число поездов до пяти в феврале, продлена скидка к тарифу на перевозку контейнеров в полувагонах до конца 2023 года.

Для примера: в декабре были достигнуты рекордные суточные показатели в части вывоза контейнеров железнодорожным транспортом: 4318 контейнеров, из них 1088 контейнеров в полувагонах. Что касается технологии погрузки в полувагонах, ранее первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Кобзев отмечал, что ежедневно с Дальнего Востока так отправляется уже около 1 тыс. TEU.

"Погрузка контейнеров в полувагоны – это эффективное и долгосрочное решение. При изменившихся грузопотоках данная технология позволяет сгладить дисбалансы и повысить эффективность использования вагонов и инфраструктуры. Ряд операторских компаний уже включились в работу по поиску долгосрочных технических решений для таких перевозок", - говорил он.

Для того, чтобы обеспечивать надежное крепление контейнера в полувагоне, РЖД планируют развивать для этого и свои контейнерные площадки, включая приобретение ричстакеров, автомобильных контейнеровозов, а также организацию работы дополнительных маневровых локомотивов.

Минтранс намерен вместе с операторами и РЖД в 2023 году обеспечить среднесуточные показатели вывоза контейнеров на уровне 4100-4300 контейнеров в сутки. "Те мероприятия, которые мы уже реализовали и которые планируем к реализации в ближайшее время, позволят увеличить объем контейнеров в 2023 году более чем на 60% к объему 2022 года", - доложил министр.

К середине апреля ведомство планирует подготовить мероприятия, которые обеспечат ежесуточные отправки Дальнему Востоку контейнеров в объеме 6-6,5 тысячи.

Не все так однозначно

В планах чиновников и РЖД - фактически компенсировать объемы перевалки, ранее осуществляемой на северо-западе страны. Предпосылок к падению спроса на услуги ввоза и вывоза через порты Дальнего Востока власти не видят.

С этой позицией согласны и часть экспертов. Например, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров, называет продление меры о назначении дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке – правильной с учетом сложившихся обстоятельств. "Контейнерный импорт достаточно важен, так как с помощью контейнеров перевозится все больше и больше грузов, и сейчас нужно использовать любые возможности, если есть спрос на перевозку контейнеров в полувагонах", - говорит он.

Напомним, что по сообщению вице-премьер страны Александра Новака, экспорт угля сократился в годовом выражении на 7,6%. При этом поставки на внутренний рынок возросли на 6,8%. Объем добычи угля вырос лишь на 0,3% - до 442 млн т.

Сегодня в выдерживании паритета между импортом и экспортом видит задачу государства исполнительный директор косметической компании "МейТан" Игорь Хильчук. Введение дополнительных поездов он считает не просто необходимой, а обязательной и даже недостаточной мерой, поскольку надо больше трех для того, чтобы нормализовать поставки (сократить сроки) с Дальнего Востока по всей России.

О том, что нельзя жертвовать экспортом угля при важности замещения импорта, высказывается и аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. "В наступившем году ожидается увеличение спроса на энергоресурсы в Китае на фоне отмены большинства антиковидных ограничений. Следовательно, прогнозируется увеличение спроса на перевозки в Восточном направлении. Однако имеются некоторые предпосылки для его падения, в частности санкционные риски для третьих стран", - говорит он.

Вместе с тем, другие эксперты рынка обращают внимание на то, что популярность отгрузки контейнеров в полувагоны проходит. Возможность отгружать контейнеры в полувагоны во многом помогла в высокий сезон, когда участники рынка испытывали нехватку фитинговых платформ на Дальнем Востоке. "Сейчас их популярность проходит: перевозчики закупают платформы, скоро начнется сезонный спад объемов перевозок на этом направлении (февраль – апрель)", - говорит национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.

Еще в конце прошлого года генеральный директор АО "Евросиб СПб – транспортные системы" Иван Атемасов высказывался о необходимости сквозногопланирования контейнерных перевозок. Загрузки портовой и терминальной инфраструктуры, движение контейнерного парка – все это должно быть взаимоувязано в одном контуре планирования как в рамках отдельной страны или полигона, так и в межстрановом отношении, полагает он. Текущие решения же, с одной стороны, привели к увеличению количества оборотов через восточные сухопутные и морские погранпереходы, с другой стороны, сформировали определенный дисбаланс на рынке.

Восточный приоритет

На фоне санкций и логистических ограничений в прошлом году возник повышенный спрос на отправки грузов в Восточном направлении. В итоге было отправлено 152,9 млн т грузов (+5,4%). Отправки угля увеличились на 7,4%.

"В ближайшее время (до конца 2023 года) в условиях разрыва логистических цепочек в европейском направлении предпосылки для падения спроса на перевозки в восточном направлении отсутствуют. Скорее, наоборот, объемы будут возрастать", - рассуждает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Александр Дмитриев.

По его словам, этому способствует развитие железнодорожной инфраструктуры в китайском направлении, в частности, запуск движения по железнодорожному мосту "Нижнеленинское – Тунцзян", развитие автомобильных перевозок по мосту через Амур между Благовещенском и Хэйхэ, строительство логистического терминала на территории опережающего развития "Надеждинская", порта "Эльга" на побережье Охотского моря и другие проекты.

А в ИПЕМ напоминают, что во втором полугодии 2022-го остро встала проблема скопления грузов в контейнерах в портах Дальнего Востока. И она обострилась в связи с дисбалансом между прибытием экспортных и отправлением импортных контейнеров.

Всего в 2022 году на Восточном направлении было проведено 16 тыс. поездов массой 7,1 тыс. т, начались пропуски сдвоенных составов массой 14,2 тыс. тонн. И по итогам 2022 года провозная способность Восточного полигона достигла 158 млн тонн.

Сейчас работы на БАМе и Транссибе продолжаются и недавно были расширены "ворота" Восточного полигона.

Но в 2023 году нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет недостаточно, говорит ведущий эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран.

Стимулирование экономики Китая может способствовать росту объемов перевозок в восточном направлении. Однако в этом случае наличие ограничений в пропускной способности железной дороги может ограничить этот рост, резюмируют участники рынка транспортных услуг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2023