ОАО "РЖД" укрепило свои позиции среди наиболее инновационных железнодорожных компаний мира. Это выяснилось в результате анализа показателей деятельности и уровня развития технологий холдинга и зарубежных компаний-аналогов.
Некоммерческая организация "Университет Иннополис" провела исследование и сравнила ОАО "РЖД" с 59 сопоставимыми по бизнес-модели и масштабу зарубежными железнодорожными компаниями. В ходе работы учитывались данные по 34 технологическим направлениям и 70 показателям деятельности за период 2023-2024 годов. Как отмечают в Иннополисе, в итоге аналитикой оказалось охвачено более 57% инфраструктуры всех железных дорог мира.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ
По итогам 2023 года ОАО "РЖД" заняло второе место в мире по эксплуатационной длине главного пути – 85,5 тыс. км. На первом расположилась CR (КНР) – 113,7 тыс. км. На третьем – IR (Индия) – 68,5 тыс. км. Эти же компании стали крупнейшими по объему парка локомотивов: CR – 30,1 тыс., IR – 23,3 тыс., РЖД – 21,7 тыс. единиц. И по численности работников: более 1,5 млн человек в КНР, почти 1,2 млн в Индии и 771 тыс. в России.
Тройка лидеров по величине интегрального индекса инновационного развития выглядит иначе. Здесь первое место удерживает DB (Германия) с показателем 0,787. На втором месте – SNCF (Франция) – 0,755. На третьем – РЖД – 0,751. "Китайские железные дороги" оказались на четвертом с заметным отставанием – 0,674. Третью позицию российские железнодорожники удерживают последние несколько лет, регулярно повышая индекс. В 2022 году он составлял 0,686, в 2023-м – 0,732. При этом, по данным аналогичных исследований, опубликованных в 2021 году, холдинг занимал в данном рейтинге четвертое место.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
В целом по 12 из 34 технологических направлений ОАО "РЖД" демонстрирует опережающее развитие по уровню готовности технологий в сравнении со средними показателями. Еще по 14 находится "в паритете" – на среднем уровне.
Благодаря применению автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) холдинг стал мировым лидером по направлению "Управление, учет и перераспределение электроэнергии на железнодорожной инфраструктуре (на основе AIoT и Big Data)". АИИС КУЭ – совокупность приборов учета электроэнергии, связующих и вычислительных комплексов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенных для измерения, сбора, обработки и хранения результатов измерений, а также передачи полученной информации.
Опережение достигнуто, в частности, в направлении "Аддитивные технологии (3D-печать комплектующих для подвижного состава)". При этом в исследовании, опубликованном в 2021 году, аддитивное производство относилось к числу технологий, по которым РЖД отставали от коллег.
Из 70 показателей деятельности, сопоставленных в ходе исследования, холдинг оказался абсолютным лидером по 15 пунктам, в числе которых производительность труда, грузонапряженность, доля грузовых отправок, доставленных с соблюдением установленного срока.
Еще по 24 показателям компания вошла в пятерку лидеров. Здесь такие направления, как грузо- и пассажирооборот, выполнение расписания движения пассажирских поездов. В число направлений, по которым ОАО "РЖД" предстоит развиваться, входит протяженность линий высокоскоростного движения.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
24.04.2025 |