26-10-16 / 2016
Новости отрасли
Налог на имущество повышаться не будет

Минфин предложил ввести временные налоговые преференции на имущество ОАО "РЖД". Ведомство представило на рассмотрение Госдумы соответствующие поправки в Налоговый кодекс, и депутаты приняли их в первом чтении.

Заморозка налоговой ставки позволит РЖД сосредоточиться на инфраструктурных проектах. Законопроект предусматривает в 2016 году заморозку налоговой ставки на имущество организаций в отношении железнодорожных путей и связанной инфраструктуры на уровне 2015 года – в размере 1%. Кроме того, для объектов, которые обновлялись с 1 января 2016 года, уплата налога отменена на период 2016–2017 годов.

Как отметил заместитель министра финансов РФ Илья Трунин, проект направлен на поддержку инвестиционной программы развития отрасли в стране на период экономических трудностей и предполагает временное установление двух налоговых преференций по объектам железнодорожного транспорта и путям общего пользования. А высвободившиеся средства, считают в Минфине, РЖД смогут направить на финансирование проектов развития и обновление инфраструктуры.

Напомним, основные направления налоговой политики РФ предусматривают постепенную отмену льгот по региональным и местным налогам, установленным на федеральном уровне. С 2013 года отменены наиболее крупные льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Условие – постепенное увеличение ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году. То есть прошлогодний 1% – это уступка Минфина под благовидным предлогом, так как в прежнем варианте налоговые преференции сопоставлялись с убытками компании от пригородных перевозок, а также с размером средств, которые поступали в местные бюджеты с налога на имущество. Сейчас правила игры явно поменялись и эти показатели в расчет не берутся вообще.

По словам начальника департамента налоговой политики и методологии налогового учета ОАО "РЖД" Елены Некрасовой, при ставке на имущество в 1% компания в год платит примерно 20 млрд руб. налога. При этом в Налоговом кодексе предусмотрен поэтапный рост ставки до 2,2%, что увеличит дисбаланс.

"Но внести изменения в кодекс достаточно сложно. Конечно, мы хотели бы, чтобы ставку в размере 1% оставили или даже отменили, как это было до 2013 года. Но против этого возражают регионы и Минфин, так как бюджеты субъектов нужно наполнять в том числе за счет налога на имущество", – отметила Елена Некрасова.

На то, что регионы получат выпадающий доход, обратила внимание и Счетная палата (СП), которая дала отрицательное заключение по законопроекту. Его принятие потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в сумме 6,6 млрд руб., отмечают аудиторы. И основной аргумент сводится к тому, что не указан источник компенсации по бюджетным потерям.

В то же время в комитете по транспорту и строительству Госдумы считают, что временная передышка с заморозкой налоговой ставки существенно не улучшит положение железнодорожников.

"Отрасль сейчас находится в критической ситуации, и пока проблема кардинально не решается. Я выступал за то, чтобы освободить РЖД от уплаты налога с объектов инфраструктуры. Их количество растет, а вместе с ним растут и налоговые выплаты. Но если мы хотим развития железнодорожной сети, то и налоговая нагрузка будет увеличиваться. В прошлом году она составляла порядка 60 млрд руб. Однако все понимают, что при льготной ставке у субъектов будут выпадающие доходы. Каким образом их компенсировать – ответа ни у кого нет, и тем самым мы тормозим рост РЖД", – говорит член комитета Александр Старовойтов.

По его мнению, необходимо в целом менять налоговую политику и рассматривать вариант дополнительных послаблений для компании, чтобы к 2019 году не получить скачок цен при увеличении ставки до 2,2%. Он будет иметь мультипликативный эффект и отразится на смежных отраслях и в целом на экономике страны.

"Заморозка налоговой ставки в размере 1% позволит высвободить часть финансовых ресурсов, которые могут быть направлены РЖД на реализацию первостепенных инвестиционных проектов, в частности на снятие инфраструктурных ограничений на подходах к портам, реконструкцию и модернизацию БАМа и Транссиба, и других. Однако ее дальнейший рост, предусмотренный федеральным законодательством (в 2017 году – 1,6%, а в 2018-м – уже 1,9%), может нивелировать достигнутый положительный эффект", – считает ведущий эксперт-аналитик отдела комплексных исследований департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Сергей Оленин.

Кроме того, при реализации инфраструктурных проектов наиболее значимого эффекта удастся достичь только в долгосрочной перспективе. Поэтому продление заморозки налога на имущество будет давать с каждым годом все больше экономических дивидендов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.10.2016