19-05-20 / 2020
Новости отрасли
Налог на имущество для РЖД предполагается "заморозить" до 2022 г. - источник

Ставку налога на имущество для ОАО "Российские железные дороги" предполагается "заморозить" на срок до 2022 года, следует из проекта общенационального плана по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.

Документ, как сообщил знакомый с его содержанием источник "Интерфакса", рассматривался в понедельник на совещании в правительстве РФ. Выпадающие доходы бюджета в этой связи оцениваются в 16 млрд руб.

СТАВКА НА НАЛОГОВУЮ ЭКОНОМИЮ

"Заморозить" ставку налога в начале мая предлагал на совещании у президента РФ Владимира Путина генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров. "В 2021 г. в соответствии с Налоговым кодексом (ставка - ИФ) увеличится с 1,6% до 2,2%. Это приведет к росту затрат компании ", - говорил топ-менеджер. "Мы бы просили сохранить размер ставки на уровне 2020 г. Все средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы", - заверял глава "Российских железных дороги".

"На основе существующих прогнозов развития экономики мы подготовили стресс-сценарий (как писали СМИ, он предполагает падение погрузки в 2020 г. на 4,8% вместо первоначально ожидавшегося роста на 2,9% - ИФ). Понимаем, что доходы сократятся, и (это - ИФ) в первую очередь отразится на нашей инвестпрограмме: она потенциально может уменьшиться в 4 раза - с 820 млрд до 200 млрд руб. Считаем такое изменение недопустимым, поскольку это не только отложит достижение целевых показателей, но и приведет к разрушению производственных связей. Хотели бы сохранить инвестпрограмму на уровне не менее 620 млрд руб.", - заявлял он.

Также чтобы покрыть дефицит средств на финансирование CAPEX монополии в 2020 г. Белозеров предлагал выпустить "вечные" бонды. "Мы не просим средств из федерального бюджета, имеем хорошие инвестиционные рейтинги, высокий авторитет на рынке заимствований. Готовы привлечь средства через механизм бессрочных облигаций, над которыми вместе с коллегами из правительства и Центрального банка работали в течение двух лет", - отметил топ-менеджер.

"Базовые решения по (таким - ИФ) облигациям уже приняты, требуется закрепить ряд уточнений и разъяснений. При поддержке правительства и Центрального банка мы будем готовы начать выпуск (таких бумаг - ИФ) в течение месяца и разместить (их - ИФ) в 2020 г. на сумму не менее 370 млрд руб. Инвестиции сформируют заказ более чем для 20 отраслей промышленности и при этом обеспечат дополнительные поступления в бюджетную систему более 40 млрд руб.", - добавил топ-менеджер.

НЕ ВЕЧНЫЕ "ВЕЧНЫЕ"

Путин поддержал это предложение, попросив правительство и ЦБ "в сжатые сроки" подготовить нормативную базу для таких облигаций перевозчика, чтобы они "были выпущены в обращение уже в этом году". "Нам важно не потерять инвестиционный горизонт на транспорте, реализовать планы по укреплению инфраструктуры, обновлению парка перевозчика. Это не только основа для будущего роста экономики, но и спрос на товары, услуги поставщиков и подрядчиков по всей кооперационной цепочке", - пояснил глава государства.

В середине мая исполняющий обязанности премьер-министра РФ Андрей Белоусов подписал распоряжение, позволяющее "Российским железным дорогам" разместить "вечные" облигации на 370 млрд руб. В рамках утвержденной программы бондов компания сможет сделать несколько выпусков бессрочных бондов, в том числе - в иностранной валюте (в пределах утвержденного рублевого лимита).

В распоряжении говорилось, что бумаги "предназначены для квалифицированных инвесторов - юридических лиц, с возможностью досрочного погашения по усмотрению их эмитента". Их прежде всего будут выкупать ВЭБ и "системно значимые банки", следует из проекта плана, отметил источник "Интерфакса".

При этом в распоряжении министерству финансов РФ предписано обеспечить компенсацию неполученных доходов держателям этих облигаций в случае, если РЖД примет решение не выплачивать купонный доход. 20 мая совет директоров "Российских железных дорог", который возглавляет Белоусов, намерен рассмотреть проспект бессрочных облигаций. Сроки реализации этой меры поддержки, согласно нацплану, - май-август.

ФОНД БОРЬБЫ ЗА CAPEX

В этот же период, добавил собеседник агентства, "по поручению президента РФ" планируется осуществить выделение РЖД 40,5 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые ранее предполагалось направить компании в 2021 г. Средства предназначаются для модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. В сумме с 20 млрд руб., которые предполагалось выделить на этот проект из ФНБ в 2020 г., общий объем финансирования из этого источника в текущем году составит 60,5 млрд руб.

С этой инициативой на совещании у Путина выступил глава министерства транспорта РФ Евгений Дитрих. "Мы проработали это предложение с Минфином и были поддержаны", - отмечал чиновник. При этом и Минтранс, и "Российские железные дороги" выразили надежду на то, что в весеннюю сессию Государственная дума РФ утвердит закон об упрощении согласований, чтобы ускорить модернизацию инфраструктуры в восточной части страны.

"Ключевым для нас является сейчас развитие "восточного полигона". Он "развернулся" (с точки зрения номенклатуры перевозимых грузов - ИФ) не только в уголь, но и в большинство высокодоходных экспортных", - заявлял Белозеров. Дитрих на совещании сообщил, что был утвержден перечень строительства "первоочередных" объектов в рамках проекта.

В целом он призван увеличить вывоз грузов - в первую очередь каменного угля и металлических руд - с основных месторождений в регионах прохождения (к 2020 г. - на 66,8 млн тонн по сравнению с уровнем 2012 г., до 124,9 млн тонн, к 2018 г. пропускные способности выросли до 93,2 млн тонн).

Первоначально стоимость программы оценивалась в 562,4 млрд руб., из которых 302 млрд руб. должны были выделить РЖД, 110 млрд руб. - поступить из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал компании и еще 150 млрд руб. (тремя равными траншами) - из Фонда национального благосостояния в обмен на "префы". Однако ее реализация затянулась, в том числе из-за задержек в выделении средств ФНБ, по которым монополия столкнулась с некоторыми бюрократическими тонкостями.

Позднее проект был актуализирован. Окончание реализации было сдвинуто на 2021 г. Теперь объем инвестиций составляет 520,5 млрд руб., причем бюджетное финансирование сокращено до 21,5 млрд руб.: фактически оно замещено средствами самих РЖД (размер затрат вырос до 349 млрд руб.). Объем средств Фонда национального благосостояния остался тем же - 150 млрд руб. (они поступают в капитал компании через выкуп привилегированных акций перевозчика), но график их выделения изменился.

К концу 2019 г. монополия получила только два транша: первый - в размере 50 млрд руб., а вместо второго такого же компании поступили 20 млрд руб. В минувшем году было принято решение о выделении еще 40 млрд руб., однако в правительстве начала обсуждаться идея выделить "Российским железным дорогам" из ФНБ лишь 19,5 млрд руб. (размещение соответствующей допэмиссии завершилось в декабре).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс19.05.2020