06-08-10 / 2010
Новости отрасли
Наладить эффективный механизм государственного стимулирования покупки новых вагонов на постсоветском пространстве получилось не у всех

В большинстве стран, входящих в сеть колеи 1520 мм, на правительственном уровне приняты программы по стимулированию обновления парков подвижного состава. Причем как у национальных железнодорожных администраций, так и операторских компаний. Однако, как показало исследование, до их реального воплощения дело доходит не часто. Первый заместитель начальника службы вагонного хозяйства Белорусской железной дороги Сергей Лаврусевич рассказал, что в Белоруссии участникам рынка оказывается поддержка по обновлению грузового парка в рамках правительственной Программы обеспечения перевозок грузов грузовым железнодорожным составом до 2012 года. "Она позволяет получать государственную поддержку при покупке не только вагонов производства белорусских предприятий, но и зарубежных, - заявил он. - Субсидирование ведется через Инновационный фонд Белоруссии при министерстве финансов, которое выделяет средства министерству транспорта и коммуникаций. Объем выделяемых средств определяется в каждом отдельном случае. В частности, сегодня Минфин готов профинансировать приобретение БЖД 300 полувагонов, исходя из их цены порядка $65 тыс. за единицу. При этом мы являемся не единственной структурой, которая может рассчитывать на получение поддержки данного фонда при покупке новых вагонов. В частности, с ее помощью намерен расширять собственный парк вагонов-минераловозов "Беларуськалий", а наш официальный экспедитор "Белинтертранс - Транспортно-логистический центр" - фитинговых платформ. Может рассчитывать на получение помощи при покупке вагонов и частная операторская компания". По мнению начальника главного вагонного управления "Укрзализныци" Василия Мельничука, как форму поддержки программы магистрали по обновлению подвижного состава можно рассматривать одобрение на правительственном уровне политики администрации по приоритетной закупке новых вагонов на собственных предприятиях. "Это наши вагоноремонтные заводы - Стрыйский, Дарницкий, Попасянский. Они освоили производство ряда наиболее востребованных типов вагонов, которые мы закупаем без объявления конкурса за свои средства", - отметил он. Заместитель начальника главного финансово-коммерческого управления "Укрзализныци" Ольга Клочок заявила , что в текущем году из государственного бюджета магистраль получила средства лишь на закупку специализированных пассажирских вагонов, приспособленных для перевозки инвалидов в размере 26 млн гривен (порядка $3 млн.). "Согласно украинскому закону о железнодорожном транспорте, бюджетные средства нам должны выделяться на закупку пассажирских вагонов и развитие инфраструктуры. Но мы на протяжении уже ряда лет не получили на пассажирский парк ни копейки. Грузовые вагоны мы, как правило, покупали на кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На текущий год у нас заложена на покупку грузовых вагонов сумма в 952,5 млн. гривен ($120 млн.). Из них 938 млн. гривен будут получены в качестве целевого кредита ЕБРР, уже третьего по счету. Два предыдущих были обеспечены гарантиями государства, нынешний полностью коммерческий", - подчеркнула она.

Заместитель начальника департамента управления имуществом и инвестициями ОАО "ПГК" Алексей Трофимов заявил, что для российских компаний-операторов наиболее распространенной формой государственного стимулирования расширения вагонных парков является софинансирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам. "Координатором этой работы выступает Минтранс, с которым заинтересованные компании согласовывают свои планы, и затем определяется порядок софинансирования государством лизинговых выплат вагоностроительным заводам. Мы пока не прибегали к подобным схемам и приобретали вагоны за собственные средства. Но мы считаем такую схему перспективной, и, если возникнет коммерческий смысл, наша компания ею воспользуется", - отметил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок-152006.08.10Вагон за счет бюджета