02-04-14 / 2014
Новости отрасли
Нацелены на борьбу

РЖД создают интегрированную систему для экспортных, импортных и транзитных перевозок

Чтобы получить ценовые преимущества и увеличить долю транзитных перевозок через Казахстан, Россию и Белоруссию, РЖД должны перераспределить транспортные потоки и создать систему «сухих» портов для оптимизации перевозок грузов.

На V Евразийском транспортно-логистическом форуме первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин отметил, что российские транзитные перевозки неконкурентоспособны по цене, и прежде всего из-за неравномерности потоков и необходимости отправлять обратно порожние контейнеры. 

«Если увязать в один технологический цикл импортные, экспортные и транзитные перевозки, то это даст нам возможность снизить стоимость примерно на 30%, – говорит Александр Мишарин. – Создание Объединённой транспортно-логистической компании и покупка GEFCO дают нам возможность сделать это. Мы должны удерживать стоимость железнодорожной перевозки на уровне морской плюс $1000. Это позволит нам быть конкурентоспособными в транзите». 

Кроме этого, на всём протяжении маршрута необходима сеть «сухих» портов, где грузоотправители могли бы перерабатывать и формировать товарные партии. Это будут терминалы мощностью от 100 до 500 тыс. контейнеров с оптимизированной внутренней логистикой для разных видов транспорта. Если при этом освободить Транссиб для контейнерных и пассажирских перевозок, перенаправив грузовые на БАМ, то Россия может увеличить экспорт транспортных услуг примерно в три раза и на порядок увеличить транзитный потенциал. А он оценивается в 10% транзита между Европой и Азией. Если сейчас идёт 100 тыс. контейнеров в год, то этот объём вполне возможно увеличить до 2 млн. 

Коммерческий директор GEFCO Никита Пушкарёв пояснил, что при снижении времени перевозок на 20 суток грузоотправитель с контейнера стоимостью $100 тыс. может экономить до $1 тыс. Ещё больше преимуществ для грузоотправителей даст продление колеи 1520 до Вены. 

Сейчас в Китае активно реализуется программа развития западных и северных провинций, а эти регионы привязаны именно к железной дороге, потому что проезжать из них к морским восточным портам и сложно, и долго. «У стран Таможенного союза уже есть хорошее конкурентное преимущество – развитые погранпереходы, – замечает партнёр и управляющий директор московского офиса The Boston Consulting Group Андрей Тимофеев. – Если мы сможем предложить качественную услугу по цене, не намного превышающей по стоимости морскую, то она, несомненно, будет пользоваться успехом». 

Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон говорит, что именно создание ОТЛК (документы на создание этой компании уже переданы в правительство) и является доказательством серьёзности намерений по решению вопроса транзита. Теперь появилась одна структура, которая может отвечать за доставку контейнера от Достыка до Бреста, – то, о чём раньше и просили иностранные партнёры. Сейчас стоит задача синхронизировать железнодорожную инфраструктуру в трёх государствах, что потребует определённого времени. 

Александр Мишарин напомнил, что за деятельностью РЖД внимательно следят морские конкуренты и оперативно реагируют снижением цен. «Нам необходимо иметь возможность также очень оперативно решать вопрос о цене, – говорит первый вице-президент ОАО «РЖД». – Причём здесь речь идёт не о коридоре в 10–15%, поскольку этого недостаточно. По нашему мнению, нужна гибкость порядка 30%. В этом случае, оперативно опуская тарифы, можно бороться за рынок с морскими перевозчиками».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.04.2014