14-03-25 / 2025
Новости отрасли
Наехали на рекорд

Контейнерные перевозки остаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов на сети РЖД, но в 2024 году они столкнулись с рядом вызовов и трансформаций.

Рекордные показатели

В середине января ОАО "РЖД" объявило об установлении нового рекорда по контейнерным перевозкам. Во всех видах сообщения (внутри российское, экспорт, импорт и транзит) за 2024 год было перевезено 7 млн 880 тыс. TEU.

"Это на 5,9% больше показателя предыдущего года и является новым рекордом в истории Российских железных дорог. За 10 лет перевозки контейнеров выросли в 2,5 раза", – сообщается в официальном телеграм-канале холдинга. В числе лидеров по объемам перевозки: химикаты и сода – 807 тыс. TEU, лесные грузы – 579,4 тыс. TEU, химические и минеральные удобрения – 521 тыс. TEU. При этом внутри "ящиков" перевезли 82,6 млн тонн различных товаров (+8,5%).

Ключевым драйвером таких изменений выступила переориентация экспортно-импортных потоков на восточное направление, где грузооборот увеличился на 42,3%.

"Позитивная динамика обусловлена комплексом факторов. Государственная поддержка параллельного импорта привела к росту контейнерных перевозок через казахстанскокитайские погранпереходы на 57%. Развитие логистической инфраструктуры Дальнего Востока обеспечило увеличение пропускной способности портов на 820 тыс. TEU. Модернизация терминально-складской инфраструктуры внутренних регионов позволила нарастить объемы обработки контейнеров на 23%, – рассказывает профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ, д. э. н. Надежда Капустина.

Так, открыты новые логистические центры в Приморье, на Дальнем Востоке и на юге России, расширены терминалы в Китае (Суйфэньхэ – Маньчжурия) для увеличения пропускной способности. По данным советника гендиректора ЮКЖД по стратегическому развитию Алексея Лерона, перевозки на восточные направления увеличились на 8-10%, на южные – на 5-7%. Доля транзитных контейнеров в общем объеме снизилась из-за роста на новых рынках (экспорт контейнерных грузов переориентировался на Китай, Индию и страны ЮгоВосточной Азии), но абсолютные показатели остались стабильными. Особый рост был зафиксирован в сегменте 40-футовых контейнеров, что связано с оптимизацией логистики на длинных плечах. Инфраструктурные "башмаки" Однако начинался прошлый год достаточно нестабильно. Самым заметным барьером на пути роста контейнерных перевозок в 2024 году стал дефицит провозных мощностей – Восточный полигон и сейчас остается перегруженным, несмотря на модернизацию, а проблемы с инфраструктурой тормозят рост транзита через Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут). Кроме того, в числе ограничений – недостаточное количество фитинговых платформ, особенно для дальневосточных маршрутов, а также ограниченные мощности на погранпереходах с Китаем и Монголией.

"Загрузка Восточного полигона достигла критических 98%, создавая задержки в движении контейнерных поездов до 4-7 суток. Дефицит контейнерного парка составил 95 тыс. TEU, вызвав рост ставок аренды на 35%. Таможенное оформление на пограничных переходах требовало в среднем 72 часа из-за увеличения объема досмотровых операций", – добавляет Н. Капустина.

Из-за инфраструктурных трудностей, а также проблем с взаиморасчетами с Китаем к маю прошлого года в центральной части России скопилось где-то под миллион "теусов", которые не могли выехать из страны. Что, впрочем, не помешало установить рекорд по итогам года.

"Постоянно возникали проблемы с отправкой импортных контейнеров из портов Дальнего Востока и с железнодорожных погранпереходов в Центральный и другие регионы России, – подчеркивает директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. – Отправка контейнеров в полу вагонах с Восточного полигона и из Забайкальска на внутренние станции проблему не решила, поскольку контейнеры также задерживались, но не в портах Дальнего Востока, а уже на внутренних станциях, где долго ожидали перегрузки из полувагонов на фитинговые платформы".

Ближе к концу года, в октябре и ноябре, по сети РЖД везли меньше контейнеров, чем в те же месяцы в 2023 году. Железнодорожный перевозчик во многом сам задал тренд на снижение погрузки, сосредоточившись на борьбе с "лишним" парком и инфраструктурными барьерами.

Сдерживающим фактором стали и ставки на перевозку контейнеров. Минимальными показатели были в I-II кварталах 2024-го, тогда как в 2023 году самый низкий уровень фиксировался в последние месяцы. И наоборот – ставки были на максимуме в октябре – декабре 2024-го, а в 2023-м – в начале года.

"Ставка на пользование контейнерами с середины 2024 года превысила $2000 за один 40-футовый контейнер, и тенденции к ее снижению пока не наблюдается. Покупка оборудования становится выгодной только для крупных операторов, имеющих свой подвижной состав, которые могут нивелировать возможное уменьшение ставки за пользование контейнерами ставкой на экспедирование перевозки грузов железнодорожным транспортом по широкой колее 1520", – говорит директор по экспортным перевозкам ModernWay Игорь Остриков.

Адаптивность

Несмотря на все колебания, в 2024 году контейнерные перевозки по сети РЖД демонстрировали устойчивость и адаптивность. Активно развивались мультимодальные перевозки, внедрение цифровых сервисов для отслеживания грузов и электронного документооборота ускорило работу с клиентами, а наращивание автоматизированных сис тем – управление потоками грузов на крупных терминалах.

"Технологическая модернизация отрасли характеризовалась внедрением инновационных решений. Цифровая платформа "РЖД.Контейнер" охватила 87% всех операций, сократив время оформления документации на 64%.

Автоматизированная система распределения порожних контейнеров снизила порожний пробег на 28%. Внедрение технологии интеллектуального планирования маршрутов позволило увеличить среднюю скорость доставки контейнерных поездов до 1150 км в сутки", – отмечает Н. Капустина. Также была введена мультимодальная транспортная накладная, которая позволяет объединить перевозку груза несколькими видами транспорта в единый документ. "В числе ее преимуществ: снижение времени обработки документов при смене вида транспорта, упрощение таможенных процедур, возможность отслеживания груза по всей логистической цепочке. Уже в 2024 году до 20% мультимодальных перевозок на сети РЖД осуществлялись с использованием новой накладной", – комментирует А. Лерон.

На единой цифровой платформе РЖД были внедрены функции онлайн-бронирования контейнеров, расчета тарифов и отслеживания перевозок в реальном времени. Кроме того, добавлены интеграции с системами других операторов, что повысило прозрачность и удобство работы с клиентами. Все контейнеры, используемые на сети РЖД, получили цифровые идентификаторы, что упростило учет и контроль над движением.

Начиная новый год

Прогнозы на 2025 год демонстрируют умеренный оптимизм. Планируемый рост контейнерных перевозок оценивается в 12-15% с достижением показателя в 9,3 млн TEU. Инвестиционная программа РЖД предусматривает вложения в размере 182 млрд рублей в развитие контейнерной инфраструктуры. Ключевые проекты включают строительство трех мультимодальных терминалов общей мощностью 450 тыс. TEU, модернизацию 12 пограничных переходов, запуск регулярного контейнерного сервиса по маршруту Владивосток – Москва с гарантированным транзитным временем 7 суток. "Реализация намеченных планов позволит укрепить позиции железнодорожного транспорта на рынке контейнерных перевозок и обеспечить устойчивое развитие отрасли", – считает Н. Капустина. Позитивно смотрят на перспективу и участники рынка. "Мы ожидаем, что Дальневосточный полигон сможет перерабатывать больше груза, идущего по железной дороге, и, скорее всего, в 2025-м мы увидим рост железнодорожных перевозок, – говорит Евгений Школьный, директор по логистике ГК "ЕТЕ". – Весной 2024 года был завершен второй этап модернизации Восточного полигона и был утвержден третий этап, рассчитанный до 2035 года. Инвестпроект позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба с 180 млн тонн по итогам 2024 года до 270 млн тонн к 2032 году. Также рост грузопотока можно ждать в Новороссийске, поскольку южное направление будет развиваться из-за недостаточной проходимости по другим маршрутам".

Загрузка Восточного полигона достигла критических 98%, создавая задержки в движении контейнерных поездов до 4-7 суток. Дефицит контейнерного парка составил 95 тыс. TEU, вызвав рост ставок аренды на 35%


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

14.03.2025