12-09-22 / 2022
Новости отрасли
Надежность обеспечивает рост. ОАО «РЖД» фиксирует положительную динамику контейнерных перевозок

Наибольший прирост объемов перевозок контейнеров наблюдается в сообщении между Московским регионом и крупными городами Сибири и Дальнего Востока

По итогам января – августа 2022 года количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, увеличилось на 2,3% к уровню аналогичного периода прошлого года. Наибольший прирост зафиксирован в отправках химических и минеральных удобрений, зерна и рыбы. Участники рынка связывают тенденцию с надежностью контейнерных отправок и открытием новых регулярных сервисов, а также прогнозируют дальнейший рост таких перевозок. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ОАО "РЖД", за 8 месяцев во внутреннем сообщении отправлено 1,669 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера). Этот показатель на 3,9% превышает результат января – августа 2021 года. Как рассказал "Гудку" заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ" Андрей Тихомиров, динамичный рост перевозок контейнеров во внутреннем сообщении во многом связан с увеличением числа контейнерных сервисов и регулярных поездов, связывающих центральные регионы России с регионами, расположенными в Сибири и на Дальнем Востоке. "Наибольший прирост объемов перевозок контейнеров по сети ОАО "РЖД" наблюдается в сообщении между Московским регионом и крупными городами Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск) и Дальнего Востока (Хабаровск, Благовещенск, Чита)", – отметил Андрей Тихомиров. Растет и контейнеризация в перевозках специализированных грузов (например, рулонной стали в контейнерах Лаудэ и химикатов в танк-контейнерах), развитие перевозок продуктов питания в рефрижераторных контейнерах и открытие новых производств, изначально ориентированных на перевозку грузов в контейнерах. Так, по данным АО "ИЭРТ", во внутрироссийском сообщении за январь – август текущего года наибольшую долю занимают перевозки химикатов и соды, строительных грузов, продовольственных товаров, черных металлов, метизов, машин и оборудования, товаров народного потребления, нефти и нефтепродуктов. По информации ОАО "РЖД", всего по сети холдинга перевезено 4,3 млн груженых и порожних контейнеров ДФЭ (+0,6%). Рост отправок во всех видах сообщения зафиксирован сразу по нескольким номенклатурам грузов. Наилучшая динамика отмечается в отправках химических и минеральных удобрений (рост в 2,4 раза), рыбы (рост в 1,4 раза) и зерна (рост в 1,4 раза). "Вагонный рефрижераторный подвижной состав выводится из эксплуатации по причине износа, новый не строится по причине перехода мировой логистики на рефконтейнеры, – сообщил председатель "Рыбного союза" Александр Панин. – Это мобильнее, удобнее, надежнее. Контейнер можно, не нарушая и не прерывая холодовой цепи, перевозить и по воде, и по воздуху, и по железной дороге, и автотранспортом, что недоступно для рефвагонов. Динамика однозначно будет положительной еще долгое время". В случае с зерновыми культурами наиболее востребованными являются экспортные отправки из Сибирского федерального округа в направлениях Китая и стран Юго-Восточной Азии, считает генеральный директор АО "Новосибирскхлебопродукт" Сергей Соколов. "Сегодня действует приоритизация на контейнерные перевозки в восточном направлении, у крупных операторов есть нитки на контейнерные поезда, и, в том числе по соглашению с "Китайскими железными дорогами", существуют обязательства по их приему в приоритетном порядке, – рассказал "Гудку" Сергей Соколов. – Кроме этого, в Сибири после китайского импорта образуется большое количество порожней контейнерной тары". По его прогнозам, положительная динамика в перевозках зерна сохранится. Однако для значительного роста объемов отправок необходимо решить вопрос с погрузочной контейнерной инфраструктурой в районных центрах, где образуется грузовая база по зерну, которая сегодня развита в недостаточном объеме. "Если появится субсидирование подвоза порожней тары (автомобильного или на платформе) до грузовой базы, то за два-три года объем перевозимых грузов можно увеличить на 100%. Для этого необходимо выбрать две-три кустовые железнодорожные станции в каждом субъекте РФ, в частности, в Сибирском округе", – сообщил Сергей Соколов. Директор логистического оператора "РТСБ-РУС" Александр Баскаков сообщил, что с учетом сложившейся ситуации многие российские экспортеры вышли на азиатские рынки, прежде всего на Китай. "Железнодорожные контейнерные перевозки стали фактически единственным надежным и прогнозируемым по срокам доставки грузов видом транспорта для перевозки больших объемов грузов, – добавил он. – Сегодня из России в Китай мы преимущественно перевозим пиломатериалы, панели OSB, полимеры в гранулах и бумагу". По данным ОАО "РЖД", в январе – августе текущего года также увеличился объем перевозок строительных грузов (+19,6%), мяса и животного масло (+17,2%), продуктов перемола (+11,5%), а также нефти и нефтепродуктов (+7,9%), бумаги (+5,1%), цветной руды и серного сырья (+4,3%), химикатов и соды (+2,5%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.09.2022