08-10-12 / 2012
Новости отрасли
Начало строительства железнодорожного моста, соединяющего Хабаровский край и остров Сахалин, намечено на 2015 год

Реализация этого проекта позволит решить целый ряд проблем на Дальнем Востоке. Более того, даст толчок к развитию новых производственных кластеров в зоне, тяготеющей к железнодорожной инфраструктуре, и, как следствие, увеличится грузооборот Восточного полигона РЖД.

Тоннель - хорошо, а мост - лучше

Идея строительства железнодорожного перехода между Большой землей и Сахалином выдвигалась еще до Великой Отечественной войны. Затем проект неоднократно изменялся. В нынешнем своем виде он появился лет десять назад. В качестве одного из вариантов предлагалось сооружение моста над проливом Невельского в его самом узком месте между материком и островом. Согласно проекту, длина моста с учетом двух береговых участков составляет 12-17 км в зависимости от типа пролетных конструкций. Кроме того, предусматривается подвод к мосту стальных магистралей протяженностью 543 км (при втором варианте - 580 км). Стоимость всех работ оценивается ориентировочно в 300-400 млрд руб., из них 100 млрд

- цена сооружения непосредственно перехода через пролив Невельского. Расчетная пропускная способность новой ветки к 2025 году должна составить 24 млн т грузов, а моста - 9 млн т. Такие данные приведены в Обосновании инвестиций строительства тоннельно-мостового перехода, над созданием которого трудилось 14 проектных и научно-изыскательских институтов. Генеральным подрядчиком работ выступило ГНИУ "Совет по изучению производительных сил".

Кроме того, из Хабаровского края на Сахалин предполагается протянуть железнодорожную ветку. На самом острове предполагается перешить существующую стальную магистраль под стандарт 1520 мм (сейчас ширина колеи - 1067 мм) и построить железнодорожную линию Углегорск - Ильинск (142 км), которая будет служить для доставки угля из сахалинских разрезов.

В обосновании инвестиций указаны три варианта строительства перехода: тоннель под проливом, насыпная дамба с судоходным каналом и мост. При этом тоннель или мост предлагается выполнить в совмещенном виде: одна нитка - для пропуска поездов, другая - для автомобилей. По словам председателя совета директоров ЗАО "Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург" Юрия Липкина, строительство тоннеля обойдется на 12% дороже, чем моста. Однако расходы на эксплуатацию первого сооружения, как указывают проектировщики, меньше.

В апреле 2012 года на совещании межведомственной рабочей группы, включающей представителей Минтранса, Минфина, Минэкономразвития, ОАО "РЖД", администраций Хабаровского края и Сахалинской области, был одобрен вариант, предусматривающий строительство железнодорожного моста. На выбор повлияли два обстоятельства: во-первых, цена объекта, во-вторых - надежность. На Дальнем Востоке недавно появились два новых мостовых перехода над морем: один ведет на остров Русский через пролив Босфор Восточный, второй построен через бухту Золотой Рог. Эти проекты уже доказали эффективность применяемых технологий. Расчеты и аэродинамические исследования, проведенные специалистами института Гипростроймост, подтвердили, что предлагаемые проектировщиками мостовые конструкции способны выдерживать непогоду и штормы, которые нередко случаются в регионе.

Не отделиться от материка

Необходимость строительства перехода через залив вызвана несколькими причинами. Прежде всего тем, что в последние годы довольно остро встала проблема интеграции экономики Сахалина и материковой России (в предыдущие 10 лет область фактически была ориентирована на партнерство со странами АТЭС). А решение этого вопроса тесно переплетается с задачей преодоления транспортной разобщенности острова с Большой землей.

Между тем есть и экономический интерес. Как отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, новый мост будет способствовать снижению транспортных издержек при перевозках грузов, что благотворно отразится на ситуации на Дальнем Востоке в целом. Действительно, при расчете окупаемости проекта было определено, что после завершения строительства транспортные издержки при отправке грузов с материка на Сахалин сократятся в 1,5-9 раз.

Кроме того, по словам председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, проект поможет создать новые рабочие места не только на Сахалине, но и на севере Хабаровского края. Сейчас региональная кооперация ограничена возможностями паромного сообщения. Часто из-за непогоды или нехватки паромов грузы простаивают в портах. При этом более 90% грузов, обрабатываемых в портах Сахалина, обращается именно в железнодорожно-морской системе, увязанной с переправой Ванино - Холмск.

Сегодня у проекта появилась поддержка ряда иностранных инвесторов. В основном это компании, заинтересованные в развитии сахалинских причальных комплексов. Например, Samsung приобрел долю в порту Углегорск и планирует вложить в его развитие $50 млн.

Восточный коридор развития - это реально

В целом железнодорожную инфраструктуру Сахалина так или иначе необходимо модернизировать.

И если это сделать в ближайшей перспективе, то островные терминалы получат дополнительный стимул к развитию, что, в свою очередь, позволит снизить нагрузку на порты Ванино, Владивосток и Находка.

А значит, появится возможность гармонизировать бюджетные затраты на обустройство всего портового комплекса ДФО.

Помимо всего прочего, Сахалин также может быть соединен железнодорожным мостовым переходом с Японией. В связи с этим выдвинута идея организации Восточного коридора развития, опорными пунктами которого в РФ станут Амурская область, Хабаровский край, Сахалин, с японской стороны - остров Хоккайдо. А ключевым звеном этого коридора будет являться переход с материка на Сахалин. В рамках этого проекта железнодорожная магистраль становится катализатором для инвестиций в создание новых производственных площадок, расположенных от нее в зоне 50-200 км.

Рассматриваются несколько кластеров: 2-3 химических, судостроительный и лесоперерабатывающий, где можно создать до 100 тыс. рабочих мест.

По словам министра по развитию Дальнего Востока, полпреда президента РФ в ДФО Виктора Ишаева, создать такой коридор вполне реально. Однако на практике не все удается реализовать сразу. Так, проект строительства моста через пролив пока остается без инвестиционной поддержки. Хотя нынешним летом правительство обнадежило его инициаторов, пообещав принять решение осенью 2012 года.

В свою очередь, власти Сахалинской области полагают, что для старта проекта почти все готово, необходимо только зарезервировать средства на проектирование железнодорожного мостового перехода в бюджете РФ 2013 года. При подтверждении финансирования завершить проектные работы можно в 2014-м, а начать строительство - уже в 2015 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер04.10.12Переход к развитию