27-02-12 / 2012
Новости отрасли
Начальник ОЖД Виктор Степов об итогах реализации проектов в 2011 году и перспективных планах на 2012-й

Об итогах реализации Октябрьской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" наиболее значимых для экономики СЗФО проектов в 2011 году и перспективных планах на 2012-й мы попросили рассказать начальника ОЖД Виктор Степов.

Расставим приоритеты

- Виктор Васильевич, развитие железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона - одно из приоритетных направлений развития ОАО "РЖД". Каковы основные проекты, которые реализуются сейчас?

- Мы продолжаем реализацию целого ряда проектов, имеющих большое значение для российской экономики. Объем капиталовложений в развитие инфраструктуры, скажем, на подходах к портам Северо-Запада до 2020 года оценивается в 391,8 млрд руб. Инвестиции на полигоне Октябрьской железной дороги в 2011-м составили 56,5 млрд руб., что в 1,4 раза больше, чем закладывалось на 2010-й. А на текущий год они запланированы в размере 52,5 млрд руб. Основные проекты такие: устранение барьерных мест на железнодорожном подходе к Санкт-Петербургу, вынос грузового движения со скоростного участка Санкт-Петербург - Бусловская, развитие участков Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам Высоцк и Приморск. Также разрабатывается проект увеличения мощности Мурманского узла и участка Волховстрой - Мурманск.

- Недавно стало известно о том, что в стратегии Октябрьской дороги выделены пять стратегических задач на 2012 год. Какие это задачи?

- Одно из основных направлений - продолжить поиск механизмов для улучшения управления вагонопотоками приватных вагонов с помощью увеличения доли грузовых поездов, следующих по расписанию. От продажи новых транспортно-логистических сервисов на полигоне ОЖД планируется получить не менее 30 млн руб.

Другое направление - обеспечение безубыточности пригородных перевозок.

Третье - всеобщее развертывание на дороге программы бережливого производства. Причем в него планируется вовлечь партнеров ОЖД, для того чтобы локомотивы и железнодорожная инфраструктура использовались эффективнее.

Четвертое направление связано с завершением формирования Регионального центра корпоративного управления.

Пятое - это открытие филиала Корпоративного университета ОАО "РЖД" в Санкт-Петербурге.

Эти пять стратегических задач должны нацелить на повышение эффективности работы всех подразделений. В том числе в сфере инвестиций, производственной и финансовой деятельности.

- На дороге, где весьма велика доля внешнеторговых грузов, особым спросом пользуются сервисы, которые базируются на развитии электронного документооборота. На Октябрьской магистрали всегда были инициативы в этом плане. Какие новшества уже внедрены, что намечено на перспективу?

- За 2011-й Октябрьским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания было принято к перевозке свыше 138,3 тыс. заявок на оформление перевозочных документов на груз в электронном виде. При этом на конец года 82,8% заявок согласовано с применением электронной цифровой подписи. В этом случае грузоотправитель подает заявки на погрузку с компьютера, подключенного к ЭТРАН. Причем, кроме железнодорожных накладных, грузоотправители на нашей дороге оформляют и подписывают дистанционно с помощью ЭЦП и ряд других документов.

Укрепляем горизонтальную интеграцию

- В октябре 2011 года по указанию президента России было решено создать в регионах и на железных дорогах координационные советы по повышению эффективности грузовых перевозок с участием операторов, грузовладельцев, представителей региональных органов власти, Союза промышленников и предпринимателей. Сейчас создано 16 координационных советов на железных дорогах и 8 межрегиональных. В Северо-Западном регионе такой совет возглавляете Вы. Он начал работу одним из первых. Что удалось сделать за истекший период?

- В конце 2011 года прошло два заседания Северо-Западного межрегионального координационного совета. Первое - с участием заместителя полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергея Зимина и представителей региональных органов власти. А на втором, кроме глав субъектов СЗФО, участвовали представители министерства транспорта.

Говоря о перспективах развития железнодорожной инфраструктуры в СЗФО, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин исходил из того, что в данном регионе компания прогнозирует в перспективе опережающий рост объемов перевозок грузов в международном сообщении через морские порты Балтийского, Баренцева и Белого морей. Поэтому для освоения таких объемов ОАО "РЖД" в качестве приоритетных определило те самые проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры и устранению узких мест, которые уже были перечислены.

- Чем работа координационного совета отличается от трехсторонних соглашений, которые ранее заключались с регионами? Что нового привносится по сравнению с меморандумом о совершенствовании системы повышения качества транспортного обслуживания регионов СЗФО?

- Изменившиеся условия на рынке грузовых перевозок требуют поиска новых форм взаимодействия участников этого процесса и выработки совместных мер, направленных на обеспечение потребности рынка грузовых перевозок и своевременного вывоза продукции. Сегодня создана система координационных региональных советов, которая замыкается на межрегиональном координационном совете на уровне СЗФО. Это позволит синхронизировать работу уже на полигонах, а не только на тех узлах, где раньше отношения регулировались через трехсторонние соглашения. При этом взаимодействие выстраивается следующим образом: начиная с узловой рабочей группы специалисты пытаются решить имеющиеся конкретные проблемы на уровне своих полномочий и компетенции. При их недостатке вопрос поднимается на более высокий уровень и при необходимости формируется пакет предложений для вынесения на рассмотрение органов государственной власти федерального уровня.

Что касается меморандума. Он существовал с 2003 года, и сегодня мы пытаемся его актуализировать применительно к тем условиям, которые сложились в настоящее время. Это нужно для того, чтобы он стал действительно рабочим документом и мог использоваться как механизм реализации решений координационного совета.

Доля маршрутов увеличивается

- Виктор Васильевич, не могли бы Вы привести пару примеров наиболее актуальных проблем, которые сейчас обсуждаются в рамках совета и по которым в регионах есть тенденции к переменам?

- Сначала немного статистики по грузоперевозкам. По итогам 2011 года объемы погрузки в целом по Северо-Западному региону увеличились по отношению к аналогичному периоду 2010-го на 3,7% (по сети 2,8%) и составляют 148,4 млн т. В разрезе номенклатуры перевозимых грузов в 2011-м наиболее существенный прирост к уровню предыдущего года обеспечен по вывозу строительных грузов. Увеличение по щебеночной продукции составило более 11%, прежде всего за счет карьеров Республики Карелии. Рост перевозок цемента - более 24%. Динамика перевозок железной руды горно-обогатительных комбинатов Мурманской области и Республики Карелии - +1,8%.

Вместе с тем мы имеем снижение перевозок лесных грузов (-6,1%), в частности, по Республике Карелии, Коми, Ленинградской, Вологодской, Псковской и Архангельской областям.

Динамика отправления грузов показывает наличие возможных проблем, требующих совместного решения.

В регионах, где отмечается рост грузообразующей базы, необходимо искать пути повышения эффективности использования инфраструктуры через совершенствование процесса организации движения, то есть разумное управление вагонными парками различных собственников. В регионах, где нет достаточных темпов роста производства, а соответственно, отправления продукции, необходимо рассматривать и решать вопросы по созданию приемлемых условий для грузоотправителей, которые на сегодняшний день не могут найти взаимопонимания с владельцами подвижного состава по вопросам цены на предоставляемые вагоны.

Одним из решений может стать создание логистического центра, основной задачей которого будет объединение участников комплексного перевозочного процесса с целью синхронизации их действий при формировании продукта и продажа логистических услуг.

Также приобретает актуальность переход на организацию движения грузовых поездов по расписанию. При этом основным условием должна стать реальная востребованность данного продукта клиентом и наши гарантии четкого соблюдения графика вне зависимости от инфраструктурных ограничений и форс-мажоров. На полигоне Октябрьской железной дороги уже разработана программа "7 шагов" с отработкой механизма привязки каждого движущегося поезда к конкретному потребителю и управления его движением в соответствии с характеристиками транспортного продукта, зафиксированными в соответствующем договоре между ОАО "РЖД" и потребителем. В ходе реализации данной программы в 2011 году ОЖД и Октябрьским ТЦФТО заключено два договора на организацию перевозок лесных грузов в грузовых вагонах в составе поезда по графику с согласованным временем отправления и прибытия. В целом по Северо-Западному региону прорабатывается реализация этого проекта на 45 направлениях.

- Какие задачи ставятся перед Северо-Западным межрегиональным советом на 2012 год?

- Во-первых, это организация сбалансированного движения на всем полигоне. Нам необходимо обеспечить эффективную работу предприятий за счет реализации транспортных услуг. Во-вторых, выстроить партнерские отношения между всеми участниками перевозочного процесса. Сложности будут возникать всегда, но желание совместно прийти к взаимовыгодному решению, быть услышанными и иметь возможность высказаться - это одно из важнейших условий совместной работы в рамках межрегионального совета.

- Как Вы считаете, поможет ли работа советов улучшить оборот вагонов и сократить их простои?

- Безусловно. Уже на первом заседании мы пришли к взаимопониманию по целому ряду вопросов. В частности, обсуждалось то, что длительные простои порожних вагонов в ожидании операторами выгодных перевозок противоречат логике перевозочного процесса. Массовые встречные перевозки порожних вагонов разных собственников снижают пропускную способность важнейших направлений. Появление искусственного дефицита погрузочных ресурсов и пропускной способности вызвано нерациональными перевозками порожних приватных вагонов. Многие правовые нормы и тарифная система, сформированные в конце 1990-х, безнадежно устарели и не учитывают сложившуюся в ходе реформы структуру рынка. Поэтому предполагается совместно инициировать дальнейшее совершенствование?нормативно-правовой базы. Прежде всего в области услуг по предоставлению приватных вагонов для перевозки грузов.

В данном случае речь идет о создании условий для консолидации парка грузовых вагонов под управлением перевозчика. Для сокращения простоя вагонов в ожидании таможенного оформления предложено унифицировать способ определения массы перевозимого груза: грузоотправители сейчас его измеряют в тоннах, а таможенники - в кубах.

- На координационном совете прозвучала идея образования региональных центров логистики. Для чего они нужны?

- Схема организации логистических центров была предложена Октябрьской железной дорогой и включает в себя создание трех логистических центров (кавказского, октябрьского и дальневосточного) с координацией этой работы в Москве. Мы считаем, что появление таких центров поможет организовать логистику перемещения грузов, которая обеспечит и менее затратную технологию, и более короткие сроки отправки грузов именно в условиях оперирования частным подвижным составом. Тем более что на ОЖД есть подобный опыт. Логистический центр существует в структуре Октябрьской дирекции управления движением с 2008 года, в нем решают задачи, связанные с организацией движения на подходах к припортовым станциям.

- На Октябрьской железной дороге в рамках реализации пилотного проекта также создан центр управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ). Поможет ли это улучшить движение поездов?

- В условиях реформирования железнодорожного транспорта организация эффективной системы управления хозяйством инфраструктуры приобретает ключевую роль. На Октябрьской железной дороге создан первый на сети ситуационный центр, который способен в онлайн-режиме контролировать все, что происходит на объектах инфраструктуры. Это увеличивает эффективность работы железнодорожного транспорта и повышает уровень обеспечения безопасности. Октябрьская магистраль стала пилотным полигоном для этого проекта. Мы отрабатываем передовые технологии, чтобы в дальнейшем их можно было тиражировать на сети железных дорог.

Итогом создания ЦУСИ станет предоставление комплексной услуги: можно будет получить ответ о том, как предоставить заданную пропускную способность инфраструктуры при обеспечении требуемого уровня безопасности движения поездов.

Считаем деньги, работаем без убытков

- Что планируется для совершенствования пассажироперевозок?

- В 2011-м было освоено 4 млрд руб. инвестиций. В этом, на мой взгляд, ОАО "РЖД" еще раз показало, что разговоры о его социальной ответственности - не пустой звук. Это пример именно такого отношения к проблеме обеспечения перевозок пассажиров.

В 2012 году на реализацию данного проекта компания предусмотрела 5 млрд руб. В целом сметная стоимость модернизации участка Москва - Крюково оценивается в 21,8 млрд руб., из которых в 2006-2011 гг. было освоено 6,19 млрд.

- Виктор Васильевич, денег на то, чтобы в регионах развивать пригородные перевозки, не хватает. Что, по Вашему мнению, необходимо для того, чтобы улучшить ситуацию?

- С 1 января 2011 года в пригородном сообщении пассажиров перевозят исключительно компании, учрежденные с участием ОАО "РЖД" и регионов. На территории СЗФО их четыре: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", "Северная пригородная пассажирская компания", "Калининградская пригородная пассажирская компания" и "Московско-Тверская пригородная компания".

Правительством, ФСТ России и ОАО "РЖД" предпринят комплекс мер, чтобы улучшить обслуживание пассажиров. В том числе устанавливаются льготные исключительные тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Мы наметили пути обновления парка подвижного состава, совершенствования системы контроля оплаты проезда в пригородных поездах. В регионах мы обещали не только не сокращать количество курсирующих электричек, но и рассмотреть возможность восстановления ранее отмененных поездов. Но при этом договоры на маршрутную сеть будут включать и величину полной компенсации выпадающих доходов по всем видам льгот с указанием источника перечисления средств.

Со своей стороны мы идем навстречу регионам. В 2011 году ОАО "РЖД" реализовало разовую инициативу, уменьшив стоимость услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям. Причем плату за использование подвижного состава ОАО "РЖД" снизило за счет уменьшения собственной рентабельности, исключения индексации и распределяемых расходов вспомогательно-административных подразделений центрального подчинения. Такие меры сократили расходы перевозчиков в округе более чем на 1,3 млрд руб.

В целом по Северо-Западу потребность в субсидиях региональных бюджетов благодаря комплексу мер удалось снизить на 5 млрд руб. Иными словами, убыточность пригородных пассажирских компаний составляла 6,9 млрд руб., а по итогам 2011 года ее удалось довести до 1,9 млрд руб.

Несмотря на прилагаемые ОАО "РЖД" усилия по снижению нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов перевозчиков, возникающих при государственном регулировании тарифов, во многих субъектах РФ сегодня ощущается острый дефицит бюджетных средств для обеспечения железнодорожного пригородного сообщения.

Что делать в данном случае, обсуждалось на совещании 27 декабря 2011 года у полномочного представителя президента РФ в СЗФО Николая Винниченко. В итоге в 2012-м ОАО "РЖД" вместе с субъектами Северо-Западного федерального округа приняли ряд решений. Среди них стоит отметить три наиболее важных.

Все заинтересованные стороны признали, что исполнение регионального социального заказа и обеспечение спроса на перевозки должно осуществляться при безубыточной работе компаний - перевозчиков пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Далее: совместная деятельность по оптимизации грузовых перевозок и выработке логистических решений будет проводиться в рамках работы Северо-Западного межрегионального координационного центра.

Кроме того, всем вместе нам придется продолжить работу с правительством России, чтобы добиться совершенствования системы господдержки инфраструктурных проектов.

- Масштаб подобных преобразований ставит особые требования к подготовке кадров, которые должны обеспечивать эффективное расходование средств...

- Мы их готовим. В частности, для вовлечения в процесс оптимизации бизнеса персонала организовано обучение по программе "Введение бережливого производства на полигоне Октябрьской железной дороги".

В ПГУПС и Международном центре обучения менеджменту IME (г. Хельсинки) - маркетингу и менеджменту. Замечу, что эта программа направлена на повышение эффективности производственной?деятельности. Обучающимся, если они захотят получить более развернутые рекомендации по реализации проекта, всегда можно выйти на связь с финскими специалистами.

В рамках системной работы с резервом II уровня в целях расширения профессиональных компетенций руководителей, системного видения процесса корпоративного управления в условиях реализации концепции системы управления компанией холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО "РЖД", продолжается обучение по корпоративной образовательной программе холдинга "РЖД" в модульном формате Executive MBA.

- Дел, как видно, невпроворот. А ведь Вам вскоре исполняется 55 лет. Мы поздравляем Вас с юбилеем. Хотелось бы пожелать счастья, здоровья и оставаться таким же бодрым и энергичным в выполнении всех тех планов, о которых мы здесь говорили!

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер24.02.12Инвестиции, продиктованные временем