02-08-13 / 2013
Новости отрасли
Начальник Октябрьской дороги Виктор Степов: "Рост перевозок требует развития инфраструктуры"

В настоящее время по объемам инвестиций Октябрьская железная дорога занимает второе место на сети дорог, уступая лишь Северокавказской магистрали, где ведется строительство объектов к Олимпийским играм 2014 года. Достаточно сказать, что в 2012 году на ОЖД было освоено 59,2 млрд рублей. В текущем году объем капиталовложений должен сохраниться на достигнутом уровне. О ходе реализации инвестиционных проектов РЖД в Северо-западном регионе "Транспорту" рассказал начальник дороги Виктор Степов.

"Транспорт": Виктор Васильевич, какие наиболее крупные инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры дороги намечено реализовать в 2013-2014 годах?

Какие инвестиции запланированы?

- На протяжении многих лет ОЖД продолжает осуществление нескольких крупных инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по ОЖД составляет 12% от размера капиталовложений по РЖД в целом.

Прежде всего хотелось бы отметить проект "Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург-Бусловская". Хотя движение скоростных электропоездов Аллегро по этому участку началось еще в конце 2011 года, до сих пор остается актуальной задача выноса грузового движения с этой линии на параллельное направление Ручьи-Лосево - Каменногорск- Выборг. Достигнуть этого можно лишь завершив сооружение новой железнодорожной линии Лосе-во-Каменногорск протяженностью 64 км, а также реконструкцию существующих подходов к ней. Само строительство новой магистрали Лосево-Каменногорск ведется за счет средств Инвестиционного фонда, а реконструкция подходов к ней - на средства РЖД. Благодаря сооружению новой линии удастся не только разгрузить главный ход Санкт-Петербург-Выборг от грузовых поездов, но и обеспечить выполнение перевозок грузов к портам Приморск, Высоцк и Выборг.

Если рассматривать финансовые показатели данного проекта, то стоит отметить общий объем инвестиций, который равен 57,9 млрд рублей. За период с 2006 по 2012 год был освоен 51 млрд рублей. В этом году запланировано выполнить работы в объеме 4,9 млрд рублей.

В качестве еще одного приоритетного инвестиционного проекта можно назвать строительство четвертого главного пути на участке Москва-Крюково. Благодаря вводу в строй данного объекта окажется возможным решить сразу несколько задач. Во-первых, удастся организовать тактовое пригородное движение до Зеленограда. Во-вторых, будет налажено железнодорожное сообщение между центром Москвы и аэропортом "Шереметьево". В первую очередь к концу 2013 года должен быть введен в эксплуатацию четвертый путь до станции Химки, который будет использоваться для пропуска скоростных электропоездов "Сапсан", при этом второй главный путь освободится для пропуска пригородных электропоездов. Согласно смете затраты на данный проект составляют 21,8 млрд рублей, из которых за 2006-2012 годы было освоено 11,1 млрд рублей. Работы продолжаются и в этом году - на 2013 год намечено выполнить работы общей стоимостью 5 млрд рублей.

Очень важный инвестиционный проект, которому на ОЖД уделяется большое внимание, - комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина- Веймарн-Ивангород, а также развитие железнодорожных подходов к порту Усть-Луга. Предполагается, что со временем порт Усть-Луга станет одним из крупнейших в Северо-Западном регионе и будет иметь большое значение для обеспечения международных экономических связей России. Предполагается, что в 2015 году грузооборот порта Усть-Луга достигнет 87 млн тонн, а 2020 году - 120 млн тонн.

Реконструкция подходов к Усть-Луге началась в 2005 году, и будет продолжаться до 2020-го. При этом запланирован постепенный ввод в строй объектов, что будет синхронизировано с наращиванием грузопотока в адрес порта. Общий объем инвестиций определен в размере 146,6 млрд рублей. При этом за период с 2006 по 2012 год в развитие направления Мга-Усть-Луга было вложено 64,4 млрд рублей. В 2013 году предполагается освоить 10,7 млрд рублей.

Тесно связан со стратегией развития порта Усть-Луга и решает задачу поэтапного наращивания объемов железнодорожных перевозок к порту и проект реконструкции участковой станции Бабаево, на которой происходит стыкование родов тока. Недостаточное путевое развитие создавало проблемы для пропуска грузовых поездов на направлении Кошта-Волховстрой. Поэтому с 2007 года начались работы по реконструкции станции Бабаево, которые включали постройку на подходе к ней нового приемоотпра-вочного парка. Назначение этого парка - смена локомотивов поездов нечетного направления. Предполагается, что в 2014 году реконструкция станции Бабаево будет завершена. Общий объем инвестиций в данный объект - 5,6 млрд рублей. За время с2007по2012 год были выполнены работы стоимостью 5,2 млрд рублей. В текущем году должны быть освоены 800 млн рублей.

Говоря о дальнейшем развитии инфраструктуры, можно отметить проект реконструкции направления Дмитров-Сонково-Мга: в 2012 году инвестиции ОАО "РЖД" в разработку подготовительной документации по первому этапу развития данного направления составили 148 млн рублей. Суть первого этапа заключается в реконструкции головного участка данного направления от Мги до Киришей со строительством вторых путей.

Наряду с этим разрабатывается документация для развития пропускной способности направления Вол-ховстрой-Мурманск. Здесь в качестве первого этапа выделены работы по прокладке вторых путей на участке Оленегорск-Мурманск. В прошлом году на проектирование этого объекта было потрачено 50 млн рублей.

"Транспорт": На какой стадии в настоящее время находится реализация проекта реконструкции и электрификации линии Каменно-горск-Выборг и в целом проекта выноса грузового движения на новую линию?

- Реконструкцию линии Каменногорск-Выборг можно считать завершающим этапом развития подходов к строящейся линии Лосе-во-Каменногорск. В рамках данного проекта должен быть построен второй путь от Каменногорска до Выборга, выполнена реконструкция станций Возрождение и Таммисуо, а также весь участок предстоит перевести на электрическую тягу. При этом существующие станции Ханни-ла и Гвардейское предстоит ликвидировать, вместе с тем сохранив здесь остановочные пункты для пригородных поездов.

К 1 июня 2013 года степень готовности реконструируемого участка можно охарактеризовать следующими цифрами: по подготовке земляного полотна выполнено 96% от запланированного, по искусственным сооружениям - 98%, по укладке верхнего строения - 67%, по укладке стрелочных переводов - 69%; произведена установка 50% опор контактной сети.

На текущий момент электрификация участка Каменногорск-Выборг намечена на 2014 год, но у нас нет, к сожалению, полной уверенности в том, что все будет именно так. Дело в том, что ход работ пока приостановлен из-за отсутствия разрешения на строительство. Задержка связана с тем, что администрация муниципального образования Выборгский район до сих пор не утвердила акты выбора земельных участков для оформления аренды под строительство на дополнительно отводимых территориях. Администрация Ленинградской области настаивает на внесении в состав проекта реконструкции железной дороги автомобильных путепроводов в местах их пересечения с уже существующими реконструируемыми линиями железной дороги. Между тем согласно федеральному законодательству строительство автомобильных путепроводов не может осуществляться на средства ОАО "РЖД", так как данный вид деятельности не является для нашей компании профильным. Строительство данных сооружений является ответственностью организаций, являющихся балансодержателями указанных дорог, ответственными за их эксплуатацию и содержание. В свою очередь ОАО "РЖД" пошло навстречу администрациям, предложив за свой счет выполнить проектирование и вынос сетей из зоны строительства, при условии, что средства на строительство будут выделены в рамках федерального или регионального бюджетов - в зависимости от статуса дорог. Однако средства как федеральным бюджетом, так и региональным до сих пор не предусмотрены, и правительство Ленобласти фактически остановило строительные работы ОАО "РЖД" на участке

Выборг-Каменногорск, требуя включения путепроводов в состав проектов реконструкции железной дороги. В целом же такая позиция правительства Ленинградской области ведет к замедлению темпов реализации проектов и оттоку инвестиций из региона. В том числе и инвестиций, вкладываемых в развитие железнодорожной инфраструктуры.

"Транспорт": К моменту пуска скоростных поездов "Аллегро" на участке Санкт-Петербург-Выборг оставалось несколько пересечений с автодорогами в одном уровне. Как продвигаются работы по их замене путепроводами?

- Должен отметить, что за сооружение развязок с шоссе в разных уровнях РЖД несет ответственность лишь в тех случаях, когда шоссе проходит в нижнем уровне, а железная дорога пересекает его в верхнем уровне. На участке Санкт-Петербург-Бусловская для организации скоростного движения запланировано соорудить 11 путепроводных развязок при пересечениях с автодорогами. Заказчиком этих сооружений выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Соответственно финансирование постройки этих путепроводов будет обеспечиваться за счет федерального бюджета.

По состоянию на начало июня 2013 года велись работы по проектированию и сооружению трех путепроводов. Первый из них запроектирован около Выборгского шоссе на 28-м км железнодорожной линии. Местом расположения второго сооружения станет 66-й км около станции Горьковское. И, наконец, в пределах станции Каннельярви на 75-м км предстоит возведение третьей из перечисленных развязок в разных уровнях.

Эти путепроводы находятся в различных стадиях проектирования и постройки. Проектная документация по путепроводу на 28-м км повторно направлена на согласование в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Гораздо дальше продвинулись работы по путепроводу на 66-м км. Проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы, разработаны рабочие чертежи. Началось и само строительство. Уже смонтированы опоры и пролетные строения. Производится отсыпка подходов к путепроводу.

В отношении путепровода, предполагаемого к сооружению на 75-м км линии, производится корректировка проектной документации. Это вызвано тем, что на автодорогах Ленинградской области изменяется транспортное сообщение, что нашло отражение в обращении губернатора Ленинградской области от 29 мая 2012 года в Министерство транспорта России.

Мы считаем необходимым постепенно заменять переезды пересечениями в разных уровнях.

Октябрьская дорога в августе 2012 года направила письмо в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с предлагаемым перечнем необходимых автомобильных путепроводов в границах Ленинградской области. В эти предложения входят и восемь автодорожных путепроводов над железнодорожными путями участка Санкт-Петербург-Бусловская. Мы надеемся, что эти предложения будут включены в федеральную программу строительства автомобильных путепроводов в местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на период до 2020 года.

"Транспорт": Какие меры намечено реализовать в ближайшие годы по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла?

- Сравнительно недавно разработана "Генеральная схема развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области". В настоящее время в соответствии с решениями протокола заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области под председательством министра транспорта от 19-04.2013 года завершена в полном объеме корректировка генеральной схемы для последующего согласования этого документа с Министерством транспорта, а также с правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После окончания процесса согласования данный документ будет представлен к утверждению на ближайшем Координационном совете по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После чего установленным порядком начнется его реализация.

"Транспорт": Как продвигается проект развития подходов к порту Устъ-Луга?

Какие объекты планируется ввести здесь в строй в 2013-2014 годах?

- В 2013-2014 годах предполагается выполнить целый ряд работ, связанных с усилением железнодорожной линии к порту Усть-Луга. Среди новых объектов можно отметить электрическую централизацию стрелок и сигналов на станции Мга. Далее запланировано ликвидировать существующую однопутную вставку на перегоне Новолисино-Владимирская. В связи с этим потребуется построить железнодорожный путепровод около станции Владимирская, а также провести реконструкцию электрической централизации на станции Семрино, расположенной по Витебскому ходу.

Намечается провести реконструкцию путевого хозяйства на участке разъезд 135 км - Котлы II -Лужская. Также признано необходимым проложить еще один главный путь на участке Лужская-Сортиро-вочная - Лужская-Северная - Лужс-кая-Нефтяная. На станции Лужская-Нефтяная предстоит смонтировать систему промышленного видеонаблюдения. В нее будет входить 140 видеокамер и кабельные линии длиной 10,5 км.

Увеличение мощности железнодорожного узла, обслуживающего порт Усть-Луга, требует решения задачи его надежного обеспечения электроэнергией. Поэтому предстоит осуществить первый этап строительства тяговой подстанции "Лужская-Сортировочная", рассчитанной на напряжение 10 кВ.

В то же время, пожалуй, наибольший объем работ необходимо выполнить в рамках развития Усть-Лужского железнодорожного узла. Здесь намечено осуществить первый этап строительства парка отправления, который будет состоять из 10 путей. Кроме того, из парка отправления предусмотрены выходы как на разъезд Лужский, так и на станцию Лужская-Северная. О масштабах строительства можно судить по двум цифрам: предстоит укладка 20 км верхнего строения пути и 87 комплектов стрелочных переводов.

"Транспорт": В каком состоянии сейчас строительство станции Лужская-Сортировочная?

Каковы ее технические характеристики, планируется ли ее дальнейшее развитие?

- В комплекс работ по сооружению станции Лужская-Сортировочная входит несколько объектов. Можно выделить следующие: парк отправления, сортировочный парк, горка, парк прибытия и соединительные пути. Посмотрим теперь, в какой степени готовности находятся перечисленные объекты.

В настоящее время ведется сооружение парка отправления. Завершается отсыпка и планировка земляного полотна в четной горловине с примыканием к существующему пути. Продолжается сборка и укладка верхнего строения пути и стрелочных переводов. Ведется строительство кабельной канализации, которая будет использована для кабелей СЦБ и связи. Прокладываются инженерные сети. В этом же парке в завершающей стадии находится сооружение тяговой подстанции и поста электрической централизации.

Если посмотреть на ситуацию со строительством сортировочного парка, то можно констатировать, что работа находится в завершающей стадии. Заканчивается отсыпка земляного полотна, работы по подводке инженерных сетей и коммуникаций. Ведется укладка стрелочных переводов. На сортировочной горке производится сооружение земляного полотна.

Постепенно осуществляется и строительство парка прибытия, а также соединительных путей. Здесь возводятся путепроводы тоннельного типа, которые будут служить для пропуска автотранспорта и железнодорожного подвижного состава. Наряду с этим строятся железнодорожный и автодорожный мосты через реку Кямиши. Организовано строительство пешеходного тоннеля, отсыпка земляного полотна и укрепление откосов. Производится укладка верхнего строения пути и стрелочных переводов, прокладка инженерных сетей и коммуникаций, а также кабелей СЦБ. Возводится здание поста ЭЦ-ГАЦ.

При реализации проекта уделяется внимание охране окружающей среды. Для этой цели на станции Лужская-Сортировочная строятся очистные сооружения.

Отвечая на вторую часть заданного вопроса, хотел бы сказать о некоторых технических характеристиках станции Лужская-Сортировочная. Перерабатывающая способность сортировочной горки рассчитана на 5 тыс. вагонов в сутки, что сделает ее одной из крупнейших в России. Кроме того, станция Лужская-Сортировочная будет первой сортировочной станцией в России, оборудованной немецкой системой горочной централизации MSR-32.

Для того чтобы обеспечить столь высокую перерабатывающую способность, требуется соответствующее путевое развитие. Так, например, в под-горочном парке будет уложено 44 сортировочных пути. Они будут сгруппированы в четыре пучка по восемь путей и два пучка по шесть путей. Схема путевого развития будет такой, чтобы обеспечить возможность параллельного роспуска двух составов.

Сортировочную горку предстоит оборудовать системой автоматического управления сортировочным процессом MSR-32, которая должна быть изготовлена фирмой Siemens. Кроме того, должны быть смонтированы гидравлические вагонные замедлители фирмы SONA, а также подтягивающие тележки того же изготовителя.

"Транспорт": Какие работы осуществляются по развитию Мурманского транспортного узла, а также всего направления Волхов-строй -Мурманск?

- Выполнены расчеты перспективных грузопотоков в направлении западного берега Кольского залива, где запланировано сооружение портового комплекса. Они могут к 2020 году составить 18 млн тонн угля и 10 млн тонн нефтяных грузов. Для того чтобы освоить указанный грузопоток, потребуется реконструировать направление Волховстрой - Мурманск При этом потребуются инвестиции в размере около 58 млрд рублей.

Институтом технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта "ГИПРОТРАНСТЭИ" - филиалом ОАО "РЖД" были выполнены экономические расчеты, которые показали, что проект не относится к числу высокоэффективных. Исходя из этого для его реализации потребуются меры государственной поддержки. Заказчиком проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" выступает ФГУ "Рос-трансмодернизация".

Для развития Мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива предполагается сооружение порта Лавна и железнодорожной линии от станции Выходной до порта. На первом этапе согласованный объем перевозок по новой линии может быть до 7 млн твг, а на втором этапе увеличится до 28 млн твг. "Ространсмодернизация" представила в ОЖД проект линии Выходной-Лавна, на который дорога дала свои замечания.

Естественно, нужно развивать не только сам Мурманский узел, но и все направление от Волховстроя до Мурманска. В основном речь идет о сооружении вторых путей общей протяженностью 32,1 на участке Мурманск-Оленегорск. До 2015 года двухпутными должны стать перегоны Лопарская-1391 км, Пулозе-ро-Лапландия, а также Лапландия- 1340 км. За пределами указанного участка появятся вторые пути от Уросозера до Суглицы длиной 10 км и от Суглицы до Ригозеро, где расстояние также равно 10 км.

В результате ввода в строй перечисленных объектов появится возможность повысить пропускную способность участка Волхов-строй-Мурманск с 27 до 39 пар поездов в сутки. Сооружение вторых путей будет продолжаться и в период с 2015 по 2020 года и в конечном итоге позволит поднять пропускную способность всего направления до 53 пар поездов в сутки.

"Транспорт": В рамках проекта развития инфраструктуры на участке Москва-Крюково планировалось в текущем году сдать четвертый главный путь на участке Москва-Химки. Будут ли выдержаны эти сроки?

И когда будет завершен проект в целом?

Правильно ли считать, что проектом запланировано возведение нового остановочного пунктаХимки-2?

- Действительно, на нашей дороге уже несколько лет реализуется инвестиционный проект "Строительство четвертого дополнительного пути на участке Москва-Крюково". Планируется, что в 2013 году в рамках этого проекта будет завершено сооружение четвертого пути между Москвой и Химками. В целом же данный объект будет сдан в эксплуатацию в 2015 году.

При этом в состав проекта "Строительство четвертого дополнительного пути на участке Москва-Крюково" строительство остановочного пункта Химки-2 не входит.

"Транспорт": Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте соединения ОЖД с аэропортом "Шереметьево"?

- Да, действительно, существует идея организации железнодорожного сообщения центра Москвы с аэропортом "Шереметьево". Для этого необходимо спроектировать и построить новый участок Химки-"Шереметьево", с последующим определением перевозчика на данном направлении. В настоящее время ведутся проектно-изыскатель-ские работы по данному объекту. Выполнение этой работы поручено институту "Гипротранспуть" - филиалу ОАО "Росжелдорпроект". В качестве места примыкания новой линии рассматривается станция Химки. Предполагается, что строительство новой железнодорожной линии к аэропорту будет выполнено по отдельному проекту. Реализация этого проекта позволит организовать железнодорожное сообщение между аэропортом "Шереметьево" и центром Москвы с размерами движения до 72 пар поездов-аэроэкспрессов в сутки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.07.13Начальник Октябрьской дороги Виктор Степов: "Рост перевозок требует развития инфраструктуры"