22-11-23 / 2023
Новости отрасли
Набраться опыта

Сделки слияний и поглощений на рынке грузоперевозок продолжатся, но в меньшем масштабе.

Игорь Голубничий, эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА

В результате всех последних сделок по консолидации активов "Росатом" становится заметным игроком отечественного рынка перевозок. Под его крылом теперь оперирует вертикально интегрированная структура – начиная от портовой инфраструктуры во всех основных экспортно-импортных бассейнах, заканчивая собственным ледокольным флотом и огромной базой активов, связанных с железнодорожными перевозками, что создает определенные конкурентные преимущества.

Однако стоит учитывать, что есть другие крупные операторы – АО "Федеральная грузовая компания", АО "Первая грузовая компания" (ПГК), есть ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры. Кроме того, тарифы на перевозку грузов по железным дорогам являются объектом регулирования, что не позволяет какой-то одной компании диктовать свои цены и условия.

В прошлые годы ГК "Дело" планомерно скупала контролирующие доли в компаниях-перевозчиках и владельцах инфраструктуры ("ТрансКонтейнер", Global Ports). Недавняя продажа Владимиром Лисиным своей доли в ПГК, передача акций ДВМП "Росатому" – все это часть одного большого тренда на консолидацию.

Крупных игроков, которые не участвовали бы в таких сделках, осталось не так много. Следовательно, стоит ожидать, что тренд продолжится, но уже не в таких масштабах и будет осуществляться за счет сделок с менее крупными компаниями.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе вряд ли стоит ждать каких-то структурных сдвигов.

В 2022 году рынок перевозок и логистика уже претерпели значительные изменения, поэтому можно ожидать только дальнейшего развития этого тренда. Основным направлением экспортных перевозок, вероятно, будут Восток и дружественные страны в других регионах.

Внутри страны перевозки будут в существенной степени зависеть от уровня деловой активности и дальнейшего восстановления после кризиса 2022 года. Санкции в существенной степени помешали развитию наземного торгового пути Китай – Европа, однако Севморпуть (СМП) активно развивается и при прочих равных имеет все шансы стать конкурентоспособным направлением в мировом контексте.

Учитывая перспективность этого проекта, наличие ледокольного флота, который необходимо загружать, наличие осязаемых планов по строительству новых ледоколов, мы считаем, что "Росатом" сконцентрируется на СМП. Уже сейчас складываются условия для того, чтобы мощности СМП были загружены к моменту выхода на плановую пропускную способность. После реализации проекта можно будет ожидать, что "Росатом" будет в каком-то виде делиться своим опытом при развитии других коридоров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.11.2023