13-03-22 / 2022
Новости отрасли
На железной дороге внедряются новые сервисы для сельских производителей

Внутрироссийские перевозки зерна по итогам сельскохозяйственного года могут достичь рекордных значений

Внутрироссийские перевозки зерна по сети ОАО "РЖД" по итогам текущего сельскохозяйственного года (заканчивается 30 июня 2022 года) могут достигнуть рекордных значений. Наибольшие поставки ожидаются в Северо-Западный регион страны, а также на Урал и в Поволжье, где уже зафиксирован значительный рост перевозок аграрных грузов. При этом участники рынка полагают, что аграрии будут искать новые точки сбыта и за рубежом.

Аграрные грузы поедут поездом

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", погрузка зерна по сети ОАО "РЖД" во внутреннем сообщении в первой половине сельскохозяйственного года – с июля 2021 года по январь 2022-го – увеличивается в направлении ряда регионов России. Например, отправки в Челябинскую область выросли на 72,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого сельскохозяйственного полугодия, а в Саратовскую – на 90,1%.

Тенденцию подтверждают данные аналитического центра АО "Русагротранс". Как ранее сообщили в центре, основной объем зерна в первой половине сельхозгода направили в адрес Северо-Западного региона, что можно объяснить растущими там мощностями по переработке этой продукции, а также Уральского федерального округа и в Поволжье. Рост поставок в УФО и Поволжье руководитель центра Игорь Павенский объяснил, в частности, тем, что с 2021 года перевозки зерна в их адрес субсидируются в размере 100% скидки на груженый железнодорожный тариф.

В Сибирском федеральном округе также ожидают рекордных показателей железнодорожных перевозок зерна. "Мы перевозим сейчас урожай 2021 года, и это действительно большие объемы. По итогам текущего зернового года, который заканчивается 30 июня, ожидаем рекорда железнодорожных перевозок внутри страны. Но не факт, что урожай 2022 года повторит этот успех: состояние озимых вызывает вопросы, уровень запасов снега в СФО ниже прошлогоднего, да и себестоимость посевной кампании будет выше на 30%", – рассказал "Гудку" координатор региональных отделений "ОПОРЫ РОССИИ" в Сибирском федеральном округе Сергей Соколов.

Перспективные объемы перевозок аграрных грузов будут прежде всего зависеть от будущего урожая зерна. По прогнозам Минсельхоза России, в 2022 году он составит порядка 123 млн тонн. Это не рекордный урожай, хотя оценивается как высокий. Для сравнения: рекордные значения 2017 года – 135,5 млн тонн зерна.

Прогнозы экспертов несколько выше. В "Русагротрансе" полагают, что в 2022 году при отсутствии форс-мажоров произойдет существенный прирост урожая в Приволжском и Центральном федеральных округах, а на Юге – его сохранение на рекордном уровне текущего года.

Как заметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, железнодорожный транспорт на данный момент является практически безальтернативным способом доставки зерна, поэтому здесь сейчас будут концентрироваться основные объемы зерновых грузов. "Идет переориентация грузовых потоков зерновых с остальных видов транспорта на железную дорогу, – считает он. – Однако чтобы закрепить этот рост, нужно улучшать экономические параметры перевозок".

Для увеличения отправок зерновых в ОАО "РЖД" развивают специальные сервисы. В Куйбышевском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) рассказали "Гудку", что на полигоне дороги для вывоза зерна грузоотправителям предлагается услуга "Грузовой экспресс", позволяющая обеспечить ускоренную доставку груза до станции назначения, оперативно планировать отправку зерновой продукции и сократить оборот вагонов.

"В 2021 году с КбшЖД отправили 26 зерновых экспрессов со станций Пенза-4 и Димитровград на станцию Новороссийск (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги. Ускоренной доставкой по специализированному расписанию было перевезено более 78 тыс. тонн зерна. В 2022 году при увеличении урожая зерновых культур прогнозируется рост объема перевозок в рамках услуги "Зерновой экспресс", – сообщили "Гудку" в Куйбышевском ТЦФТО.

Новые направления экспорта

Даже с учетом текущих геополитических и экономических рисков эксперты допускают увеличение роста экспортных отправок зерна. Заместитель генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" Алексей Замковой уточнил, что основным рынком сбыта для российского зерна выступают страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки (Египет, Турция, Иран, Саудовская Аравия и страны Персидского залива), большинство из которых критически зависит от российских поставок.

Отправка аграрных грузов, и в первую очередь зерна, из черноморских и азовских портов на какое-то время снизится или прекратится совсем из соображений безопасности, но экспортеры будут искать новые точки сбыта, считает генеральный директор ABC-rail Артур Нурмухамедов. Этому способствует уровень мировых цен. "В конце прошлой недели мировые цены на пшеницу уже взлетели на 6%. Очевидно, это не спекулятивная раскачка рынка, а долгосрочная тенденция", – говорит Артур Нурмухамедов.

Среди перспективных направлений экспорта и экспортных грузоперевозок Алексей Замковой выделил страны Азиатско-Тихоокеанского региона (например, Вьетнам, Индонезия) и Африки (Судан, Нигерия, Танзания, Кения).

Наряду с традиционным экспортом зерна, как заметил он, быстро развиваются поставки российского сахара – в страны СНГ с потенциалом диверсификации географии в перспективном направлении стран Азии (Индонезия, Китай, Бангладеш, Малайзия, Индия).

При этом идет постепенная контейнеризация аграрных грузов. Как рассказала "Гудку" начальник отдела маркетинговой аналитики Транспортной группы FESCO Юлия Киселева, в 2021 году объем перевозок сельскохозяйственных культур в контейнерах увеличился в 2,2 раза, до 27,9 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Прирост произошел в основном за счет экспорта в Китай бобов и семян льна, что обусловлено увеличением потребления этих культур, и, как ожидается, этот тренд сохранится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.03.2022