17-01-22 / 2022
Новости отрасли
На железнодорожные перевозки удобрений в этом году продолжат оказывать влияние высокие цены, спрос и господдержка

Прошлый год прошел под эгидой роста перевозок минеральных удобрений по железным дорогам нашей бескрайней страны. Недаром же, по данным РЖД, погрузка агрохимикатов на их сети увеличилась в 2021 году почти на 4%, до 65 млн т. Причем на Юго-Восточной железной дороге она поднялась на 0,4%, до 1,5 млн т, на Северо-Кавказской – на 5,6%, до 2,7 млн т, на Октябрьской – на 15,8%, до 22,6 млн т, на Южно-Уральской – на 11,8%, до 95,4 тыс. т, зато на Восточно-Сибирской упала на 7,8%, до 219 тыс. т, на Северной – на 30,6%, до 4,8 млн т. Подобная динамика свидетельствует о росте перевозок минеральных удобрений в сторону морских портов Юга и Севера России, откуда они перегружались на экспорт в Европу, Индию, Китай, Бразилию и другие страны и регионы под влиянием сильного спроса и одновременно высоких цен на них, которые были спровоцированы энергетическими кризисами в КНР и Европейском союзе, приведшими к падению или остановке химических предприятий.

В то же время происходило расширение заказов на минеральные удобрения внутри России на фоне их подорожания, приведшего к жалобам аграриев в правительство. В итоге крупные производители агрохимикатов заморозили цены на них, правительство же ввело временное квотирование экспорта. Однако подобного не было сделано в отношении пестицидов, хотя цены на них, по имеющимся данным, выросли в зависимости от марки в 3-4 раза, а глифосат даже вывозился за пределы России.

В текущем же году железнодорожные перевозки минеральных удобрений могут увеличиться на 2-3%, до 66,3-67 млн т. На них продолжат оказывать влияние высокие мировые и внутренние цены, крепкий спрос со стороны аграриев как в России, так и за границей и государственная политика по поддержке сельского хозяйства в нашей стране.

Но нельзя сбрасывать со счетов и возможность ослабления потребления минеральных удобрений вследствие их дороговизны, отрицательно влияющей на рентабельность аграрного бизнеса, и усиления активности автомобильных перевозчиков, способных отнять определенное число заказов у железнодорожных операторов. В таком случае не стоит исключать и спада транспортировки минеральных удобрений по сети РЖД на 35%, до 61,7-63 млн т.

Среди проблем, сдерживающих развитие железнодорожных перевозок, стоит назвать нехватку портовых мощностей для перевалки минеральных удобрений за рубеж, приличную стоимость колес для подвижного состава (хотя заказы на них уменьшились, металлургические заводы стараются удерживать цены) и наличие дисбаланса в его парке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.01.2022