08-10-12 / 2012
Новости отрасли
На заседании правления ФСТ принято решение о внесении изменений в расчет тарифов на перевозки грузов в привлеченных РЖД вагонах

В оценках значения и возможных последствий данной меры единства нет. Впрочем, очевидно, что ситуация на рынке предоставления подвижного состава под погрузку в итоге достаточно серьезно изменится.

Напомним, что изначально соответствующий приказ ФСТ предоставлял ОАО "РЖД" право изменения вагонной составляющей тарифа при перевозках в парке ВСП в границах от 0,7 до 1,1 от базовых ставок при условии изменения структуры этого парка или его эксплуатационных показателей. Теперь компания сможет варьировать его в рамках данного коридора дифференцированно по родам грузов, направлениям и дальности перевозок с дополнительным учетом таких критериев, как колебания конъюнктуры, в том числе с учетом сегментации товарных рынков по географическим признакам. Указанные решения смогут приниматься РЖД не чаще одного раза в месяц.

Отметим, что парк ВСП, по мнению большинства специалистов, стал главным фактором, позволившим, с одной стороны, сгладить остроту дефицита подвижного состава, а с другой - обеспечить снижение, а затем и стабилизацию тарифов на его предоставление. Уже к началу весны все больше участников перевозочного процесса стали заявлять о профиците вагонов, и, собственно, анализируя итоги лета, можно сказать, что повторения сценария 2011 года удалось избежать.

Правда, все имеет свою цену, и для компании обеспечение стабилизации на сети оказалось достаточно дорогим удовольствием. Полгода эксплуатации парка ВСП принесли ОАО "РЖД" порядка 3,6 млрд руб. убытка. Впрочем, как отмечают в компании, два оставшихся летних месяца были более позитивными, и сегодня определенные изменения к лучшему позволяют предположить, что экономическая эффективность работы с привлеченными вагонами будет возрастать. В немалой степени этому должны способствовать новые возможности, делегируемые РЖД в соответствии с новой редакцией приказа ФСТ № 444-т/4.

Тем не менее значение этого решения ФСТ гораздо масштабнее. Вопрос не в том, дорого или дешево привлекается вагон, находящийся под управлением перевозчика, а в том, что цена его предоставления является неким инструментом обеспечения баланса интересов. Как уже не раз отмечалось в наших публикациях, с технологической точки зрения парк ВСП свою задачу выполнил, но адекватного изменения рыночной среды в условиях практически замороженных тарифов для привлеченных вагонов не произошло. А это, в свою очередь, продуцирует риски деформации системы взаимоотношений между участниками перевозочного процесса, когда стимулов к поиску компромиссов у определенной части грузовладельцев и собственников подвижного состава явно недостаточно. В итоге вместо прямого взаимодействия мы периодически сталкиваемся с попытками решить экономические вопросы политическими методами.

В этой связи очевидно, что повышение гибкости в тарифной политике можно признать следующим шагом на пути построения цивилизованных рыночных отношений. При этом перед компанией определенно формируются задачи иного уровня, с которыми ее специалистам еще не приходилось сталкиваться в полной мере. Ведь теперь состояние рынка нужно будет отслеживать практически в режиме реального времени. Кроме того, возникает вопрос ответственности за принимаемые тарифные решения. Впрочем, для операторов и грузовладельцев тоже многое изменится, поскольку гибкость рынка значительно вырастет. Отметим, что отрасли в целом новации, принятые ФСТ, должны пойти на пользу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер04.10.12Оперативная коррекция