"Для эффективной перевозочной работы нам предложено консолидировать порядка 200 тыс. полувагонов. При этом после продажи Первой грузовой компании парк, который мы можем консолидировать сами, резко сократился, - заявил, открывая заседание комиссии, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - Поэтому, чтобы не прекращать процессы приватизации и обеспечить интересы грузовладельцев, нам необходима выработка четких условий по консолидации, механизма, по которому должно происходить привлечение частных вагонов, и условий, на которых мы могли бы договариваться с операторами".
ОАО "РЖД", со своей стороны, разработало проект тарифного коридора (для вагонной составляющей), по которому будет привлекаться частный парк. Соответствующее положение должно будет утвердить правительство. Компания также предложила и свои расчеты по ценообразованию. Для грузоотправителей рост цен в любом случае не превысит 10%. Средняя доходность полувагона при этом предполагается на уровне 1074 руб. в сутки.
"Эта доходность для операторов включает и текущий отцепочный ремонт подвижного состава, - пояснил вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев. - Согласно расчетам, для Второй грузовой компании эта сумма обеспечивает окупаемость нового вагона в течение 10 лет".
"Операторское сообщество поддерживает создание объединенного пула вагонов, если это будет происходить на условиях аренды с понятными механизмами и рыночной ценой, - заявил исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев. - Кроме того, привлечение должно происходить добровольно и на условиях, которыми пользуются дочерние компании РЖД".
По его словам, доходность 1074 руб. в сутки соответствует цене вагона 1,7-1,8 млн руб., поэтому для тех операторов, которые покупали подвижной состав по цене свыше 2 млн руб., они могут быть невыгодны. Сейчас вагон стоит порядка 2,2-2,3 млн руб., и все участники рынка признают эту стоимость сильно завышенной.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов полагает, что налаживание эффективной работы грузового парка приведет к снижению стоимости вагонов.
"До 2007 года универсальный порожний вагон в РЖД имел оборот девять суток, а при поправке на увеличение дальности перевозок это соответствует 9,5 суток.
Сейчас же оборот 14 суток, - привел пример Вадим Морозов. - Если мы возьмем 160 тыс. вагонов консолидированного парка, то возврат к прежним значениям оборота будет соответствовать 200 тыс. тонн дополнительной погрузки в сутки, а при 250 тыс. вагонов - 312 тыс. тонн.
Поэтому перед нами стоит вопрос, продолжать разгонять затратные механизмы в отрасли или вернуться к проверенным методам".
Участники комиссии согласились, что улучшение оборота вагонов позволит резко уменьшить потребность в новых вагонах, в результате чего цены на них неизбежно упадут. И этот механизм будет гораздо эффективнее административного воздействия той же ФАС.
Члены комиссии решили создать совместную рабочую группу РЖД с компаниямиоператорами по отработке тех механизмов управления вагонным парком, которые очень скоро начнут работать в сфере железнодорожных перевозок. Для РЖД очень важно понимать, сможет ли компания при необходимости в короткий срок консолидировать парк и какое участие в этом примут частные компании. Возможно, в документах и не нужно будет прописывать конкретную цифру в процентах, какую часть своего подвижного состава должна отдать в этом случае каждая компания, тем более что для тех операторов, которые приобретали вагоны по высокой цене, это может быть фактически смертельно.
Но для этого в Совете рынка должны быть отработаны механизмы саморегуляции. Их и должна принять совместная рабочая группа.
Протокол заседания комиссии, в котором будут учтены все конструктивные предложения, будет готов в ближайшее время.
Сегодня, как ожидается, президент РЖД Владимир Якунин доложит консолидированное решение на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 29.11.11 | Единым парком |
РЖД-Партнер.ru | 29.11.11 | Единым парком |