В конце октября вышло правительственное распоряжение о включении в перечень объектов железнодорожной инфраструктуры, строительство которых ведется на особых условиях, железную дорогу, которая соединит готовящийся к открытию порт на Охотском море с угольными месторождениями Якутии, а в перспективе – и Красноярского края. Эльгу приблизили к морю Часть будущей магистрали – от Эльгинского разреза к терминалу на мысе Манорский (Хабаровский край), получившая название Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), практически построена. Нынешней осенью по этому участку начались тестовые поездки. Правда, не обошлось без инцидента при обкатке.
11 ноября на пути был выпущен первый тестовый состав. Вероятно, уже именно тогда должны были появиться новости о его успешном прохождении от месторождения до акватории морского терминала. Однако 12 ноября в телеграм-каналах распространилась видеозапись, на которой видно, что локомотив, потянув за собой несколько вагонов, съехал с обрыва и загорелся. Причиной послужило разрушение земполотна. В происшествии пострадал тепловоз ТЭ8-001, который производился группой "Синара" совместно с американской General Electric. В ООО УК "Эльга" на вопрос, что послужило причиной схода, тестировался ли ранее этот участок полотна, "РЖДПартнеру" пояснили: "Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) в эксплуатацию не запущена. Об официальном запуске движения на ТЖД мы сообщим дополнительно". Однако само по себе это обстоятельство говорит об имеющихся проблемах при проектировании и строительстве дороги и требует тщательной проверки перед запуском регулярных перевозок, которые по линии Эльга – порт запланированы уже в следующем году.
На первом этапе они должны составить 30 млн т ежегодно, на втором – 50 млн т. Новый участок пути сокращает плечо экспорта энергоносителя с Эльгинского месторождения в сравнении с нынешними маршрутами в порт Ванино и терминалы в Приморье. Тем не менее стройка включена в перечень объектов, на которые распространяется действие ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры". Документ вводит особый правовой режим в сфере строительства и позволяет ускорить ход реализации проектов на срок от 9 до 21 месяца.
Создание магистрали, относящейся к инфраструктуре необщего пользования, даст возможность разгрузить БАМ и Транссиб, говорится в пояснении к правительственному распоряжению. Кроме того, построенная инженерная инфраструктура (электрические сети и сети связи) повысит качество жизни местного населения.
Провозная способность 530-километровой линии Эльга – мыс Манорский (проектом предполагается создание одной промежуточной стан- ции и 18 разъездов) будет синхрони- зирована с развитием портовых мощностей. Сначала грузо оборот угольного порта в годовом выражении составит 14 млн т. Повысить перевалку угля до 30 млн т позволит запуск дополнительного оборудования в начале 2026 года. Выход на объем до 50 млн т намечен в 2027-м.
Предполагаемый размер движения – 18 пар поездов в сутки. Для обеспечения транспортировки угля от Эльгинского разреза к побережью на Охотском море запланировано приобретение на первом этапе 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов.
Красноярский край покрыт завесой Безусловно, интригой нынешнего распоряжения правительства является идея расширения железной дороги до Красноярского края, а именно до Тунгусского угольного бассейна. Таким образом, речь идет о мегапроекте: создании дополнительного широтного хода, столь же протяженного, как и БАМ.
Тунгусский угольный бассейн занимает значительную часть Среднесибирского плоскогорья, охватывая территории Красноярского края, Иркутской области, Якутии. Его запасы ориентировочно оцениваются в 2,2 трлн т каменного и бурого угля (большая часть зон возможной добычи слабо изучена ввиду расположения в труднодоступ ных районах).
Какие конкретно месторождения, относящиеся к бассейну, сможет обслуживать новая дорога, в правительственном указе не уточняется.
В администрации Красноярского края посвящать в детали не стали.
"Основные вопросы, которые касаются реализации проекта, относятся к компетенциям федеральных органов власти. Органы власти субъекта РФ будут оказывать содействие по всем возникающим вопросам, относящимся к сфере полномочий региона", – заверили в краевом правительстве, отметив, что проект планирует реализовать частный инвестор.
Известно, что возможность создания нового угледобывающего центра на севере Красноярского края, конкретно в Богучанском районе, где располагается часть обширного Тунгусского бассейна, рассматривалась еще в 2000-х годах. Но к настоящему времени коренных изменений в добыче энергоносителя там не произошло.
В компании "Эльга" ситуацию не комментируют. В Минэнерго РФ переадресовали по данной теме в Минтранс, но это ведомство комментариев не предоставило. Не ответили на запрос и в Минвостокразвития. В ассоциации "Сибирское соглашение", где рассматриваются подобные инфраструктурные проекты, как, например, создание СевероСибирской магистрали или линии Кызыл – Курагино, уточнили, что идея железной дороги от Красноярского края до Охотского моря на ее площадке не обсуждалась. Примечательно, что для данного проекта, который географически затрагивает большую часть Якутии, не нашлось места в презентации главы республики Айсена Николаева, которую он представил в ноябре на Транспортной неделе – 2024, хотя участок ТЖД обозначен как один из структурно формирующих транспортную сеть в регионе. Источник, близкий к правительству Хабаровского края, предположил, что продолжение строительства дороги в Красноярский край – дело отдаленной перспективы. При этом ввод порта на мысе Манорский сомнения не вызывает, в режиме наладки погрузочного оборудования уже отгружен первый балкер с углем.
Расставить приоритеты Стоит сказать, что сегодня актуализируется Стратегия социальноэкономического положения Сибирского федерального округа до 2035 года. Данный документ нуждается в уточнении с учетом меняющихся условий экономики России, но в любом случае остается важным укрепление транспортной системы СФО, которое должно быть направлено не только на обеспечение российского экспорта, но и связей между регионами, подчеркнул председатель Совета по вопросам развития Сибири Александр Усс.
В этом плане активизировались дискуссии о целесообразности СевероСибирской магистрали (Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск), хотя по ней определенности попрежнему нет.
Такие проекты, как СевСиб, железная дорога в направлении Китая через Курагино, еще предстоит оценить, заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. "Мы включили их в периметр Стратегии, чтобы фокус на них сохранялся и чтобы понимать тот момент, когда эти проекты выйдут на эффективность, исходя из той грузовой базы, которая будет вокруг них появляться", – пояснил он.
Тем не менее представитель Совфеда от Томской области Владимир Кравченко убежден, что идею создания Северо-Сибирской магистрали нужно включить и в адресную федеральную программу, а также инвестпрограмму РЖД.
"Это основной транспортный проект, поэтому он должен во всех решениях дублироваться, быстрее прорабатываться. И в конечном счете [нужно] начинать выполнять", – заявил сенатор.
Одновременно обсуждается вопрос об альтернативном Восточному полигону транспортном коридоре из Южной Сибири в Китай через Монголию. Его создание позволит нарастить добычу высокоэнергетических углей на перспективном Бейском месторождении (запасы оцениваются в 4 млрд т), отметил замглавы Хакасии Михаил Побызаков, а также разгрузит значительные объемы грузо потоков из Кемеровской области и Республики Тыва.
Для СФО, возможно, стоит продумать новый транспортный каркас, предлагает губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Мероприятий по развитию инфраструктуры сегодня много, но, очевидно, следует расставить приоритеты по их реализации с учетом интересов макрорегиона, считает он.
Безусловно, интригой нынешнего распоряжения правительства является идея расширения железной дороги до Красноярского края, а именно до Тунгусского угольного бассейна. Таким образом, речь идет о мегапроекте: создании дополнительного широтного хода, столь же протяженного, как и БАМ
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 24.12.2024 |