27-01-23 / 2023
Новости отрасли
На угольных виражах

По итогам прошлого года погрузка угля на сети РЖД снизилась на 4,6%.

При этом в начале года прогнозировался рост на 3-4%. Почти полгода на сети действует запрет на импорт российского угля, но его добыча в России в 2022-м выросла на 0,3%, несмотря на введенные европейские санкции. Прогнозы не сбылись По сообщению вице-премьера РФ Александра Новака, добыча угля в России в 2022 году выросла на 0,3%, несмотря на эмбарго, а экспорт снизился на 7%. Для сравнения, в 2021-м добыча угля выросла на 9% и составила 438,4 млн т, а экспорт угля из РФ – 223 млн т (+5,7% к 2020 г.). По словам А. Новака, общий объем добычи удалось поддержать на уровне прошлого года за счет поставок на внутренний рынок, рост которых он оценил в 8%.

Помимо санкций Евросоюза, на снижении объемов добычи российского угля в 2022 году сказалась нехватка пропускной способности Восточного полигона и высокие издержки компаний при экспорте в Азию через западные порты. А поддержку добыче угля, наоборот, оказал рост выработки угольных ТЭС и переориентация поставок. Они почти полностью компенсировали падение экспорта в Европе. В целом, по данным ОАО "РЖД", погрузка угля по сети РЖД снизилась по итогам года на 4,6%, до 354,4 млн т. Положительную динамику демонстрирует погрузка угля на Красноярской (+1,3%), Забайкальской (+16,7%), Дальневосточной (+7,2%) и Восточно-Сибирской (+16,4%) железных дорогах.

При этом отрицательные показатели по погрузке угля монополия пока официально не раскрывает.

Вместе с тем ожидаемо снизилась в прошлом году добыча в Кузбассе. По предварительным прогнозам, в восточном направлении снижение составило более чем 7%. А по данным министерства угольной промышленности Кемеровской области, объем добычи угля в Кузбассе за январь – ноябрь сократился на 19,8 млн т, или 9%, до 201,8 млн т, коксующиеся марки – на 4,7 млн т, энергетические – на 15,1 млн т. Чтобы исправить эту ситуацию, в прошлом году глава Кузбасса предложил скорректировать планы по вывозу угля из региона по Восточному полигону РЖД на 2023 год и увеличить их, чтобы компенсировать отставание в отгрузке 2022-го. По данным минуглепрома, инфраструктурные ограничения РЖД ежедневно оставляли в ноябре без движения до 180 составов с углем. Как следствие, угольщики региона подвергались штрафам из-за задержек поставок грузополучателям.

На фоне инфраструктурных ограничений сократилась отгрузка и кузбасскими предприятиями по железнодорожной сети – за январь – ноябрь до 183 млн т (-21 млн т). В западном направлении отгрузка из Кузбасса упала на 15,2 млн т, а в восточном – на 3,3 млн т.

Восточный разворот В начале 2022-го эксперты рынка прогнозировали рост погрузки угля на сети на 3-4%. Большая часть прироста ожидалась за счет экспорта в восточном направлении, а не западном. Как прогнозировали эксперты ЦЭП, это должно было стать результатом развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона в условиях профицита портовой инфраструктуры.

В целом в прошлом году наиболее загруженной из всех была Дальневосточная магистраль. По данным ОАО "РЖД", рекордным результатам дороги способствовал рост погрузки импортных грузов в портах Дальнего Востока – более 30 тыс. т за январь – октябрь. Так, например, 10 ноября на дороге был достигнут максимальный объем суточной погрузки за последние 10 лет – 239,8 тыс. т (более 4 тыс. вагонов). В рекордные сутки на основных угольных месторождениях погружено 92 тыс. т угля. "Рост объемов погрузки на ДВЖД обусловлен слаженными действиями всех участников перевозочного процесса. Железнодорожники координируют работу с крупными ресурсодобывающими и промышленными компаниями, а также грузоотправителями для достижения ритмичной погрузки и доставки продукции", – сообщают в пресс-службе ДВЖД.

Кроме того, как уже было отмечено, прошлый год характеризовался высоким спросом на уголь на внутреннем рынке со стороны угольной генерации Сибири. И из-за маловодности Енисея Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС уменьшили выработку электроэнергии. Угольная генерация замещала эти объемы, и поэтому перевозки угля выросли на 11,5%. Кроме того, в прошлом году в 5 раз выросла отправка тяжеловесных угольных составов на Красноярской железной дороге из Республики Хакасии.

Тяжеловесные грузовые составы формируются из вагонов повышенной грузоподъемности, перевозка осуществляется мощными трехсекционными локомотивами "Ермак" нового поколения. Благодаря этому объем экспортных отправок угля из Хакасии в направлении сухопутных погранпереходов Юга и морских портов АзовоЧерноморского бассейна по итогам 10 месяцев достиг 3,3 млн т.

Экспортный запрет С августа 2022 года Евросоюз запретил импорт российского энергетического угля. Сначала эмбарго касалось страхования европейскими компаниями судов, перевозящих российский уголь, но затем были введены корректировки запрета – и уже в октябре экспорт угля из России в октябре начал восстанавливаться. По данным Минэнерго, за 10 месяцев 2022-го российские поставки угля за рубеж снизились год к году на 8,2%, до 167,4 млн т. При этом в октябре экспорт подрос до 17,5 млн т, что стало месячным максимумом с июля, с момента введения эмбарго. А по итогам года экспорт сократился на 7%.

Введенные санкции привели к тому, то большая часть объемов экспортных поставок российских угольных компаний переориентировалась на рынки Азии. Одним из крупных импортеров стала Индия. Но уже в сентябре эксперты из отраслевого агентства CoalMint сообщали о том, что поставки российского энергетического угля в Индию упали на 12%. Сокращение импорта произошло из-за сложностей в логистике. Дисконты российских компаний доходили на рынке до 60%.

В сентябре стало известно, что правительство РФ обсуждает введение в 2023 году экспортных пошлин на уголь и цены отсечения, при которых они будут взиматься. Цена отсечения, при которой могла быть введена экспортная пошлина на энергетический уголь, обсуждалась на уровне $150 за тонну и выше. Максимальная цена по коксующемуся углю оценивалась на уровне $170 за тонну. Но в середине ноября Минфин сообщил, что правительство РФ решило не вводить экспортные пошлины на уголь, но продолжит следить за конъюнктурой рынков в I квартале, несмотря на текущую ситуацию и ценовые прогнозы, говорящие о нецелесообразности экспортных пошлин в данной отрасли. По прогнозам Минэнерго, в I квартале этого года цена коксующегося угля при поставках из Кемеровской области в Китай и Индию через порт Находка составит $194 и $190 соответственно. Уступите дорогу коксу В прошлом году значительно выросла себестоимость российского угля – в силу увеличения расходов на фрахт судов, роста железнодорожных тарифов и укрепления рубля. Спрос на российский уголь в 2022 году оказался больше, чем возможности по его транспортировке.

В 2023-м, как рассказывал в начале декабря руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников, добычу угля стоит ожидать примерно на уровне 2022 года. Экспорт энергетического угля может вырасти до 205 млн т по сравнению с 190-195 млн т (по итогам прошлого года). Ожидается, что в этом году поддержку экспорту российского угля окажет дальнейшее расширение мощностей Восточного полигона (работы над третьим этапом уже начались) и некая стабилизация логистики. Согласно текущим прогнозам, в 2023 году состояние некоторых российских угольных компаний может ухудшиться на фоне ожидаемого снижения мировых цен на уголь. Кроме того, многие продолжат продавать уголь на экспорт с дисконтом. Важно отметить, что если пару месяцев назад аналитики агентства Fitch Ratings ожидали снижения цены на коксующийся уголь вдвое, то сегодня в России коксующийся уголь дорожает – на фоне значительного ослабления рубля с конца декабря. По прогнозам экспертов, мировые цены на коксующийся уголь в I квартале 2023 года будут держаться на высоком уровне. Согласно текущим прогнозам, в 2023 г. состояние некоторых российских угольных компаний может ухудшиться на фоне ожидаемого снижения мировых цен на уголь. Кроме того, многие продолжат продавать уголь на экспорт с дисконтом В прошлом году наиболее загруженной из всех была Дальневосточная магистраль. По данным ОАО "РЖД", рекордным результатам дороги способствовал рост погрузки импортных грузов в портах Дальнего востока – более 30 тыс. т за январь – октябрь

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2023