11-12-13 / 2013
Новости отрасли
На "Транспортной неделе" развернулись дискуссии, основным на которых был вопрос, где взять деньги на инвестиции в период мирового спада

Но в ходе дебатов выяснилось, чего же действительно не хватает российской экономике. Оказалось, что предсказуемости. Причем не в плане концепций или госпрограмм, а в виде конкретных и ощутимых действий. Вот возродили дорожные фонды, там стали накапливаться средства от акцизов за топливо, и сразу, как сообщил глава Росавтодора Сергей Кельбах, появилась возможность заключать длительные контракты и на строительство, и на эксплуатацию автодорог. Более того, сам проект ЦКАД уже можно будет делать с привлечением частных средств. А разрабатывать договоры - это уже, как говорится, дело техники.

На железнодорожном транспорте подобных явлений не наблюдается, потому что правительство решило приостановить действие методики по установлению долгосрочного тарифа да еще фактически ограничивает возможности ОАО "РЖД" по использованию тарифного коридора, обуславливая повышение цен на перевозку на топливные грузы снижением по другим направлениям. Да, выделены средства на модернизацию БАМа и Транссиба, что можно считать прорывом, но все равно долгосрочный инвестиционный процесс это не запустит, новых условий для привлечения частных инвестиций не создаст. Более того, компания рассчитывала на дешевые и длинные пенсионные средства ВЭБа для инвестиций, но изменения в пенсионной реформе сделали их недоступными, по крайней мере, на два года. То есть последние решения не способствовали инвестиционной привлекательности отрасли. Рынок инвесторов сегодня хоть пока и значительный, но не беспредельный. И капиталы утекают, в частности, в сферу автомобильных перевозок.

Это тем более странно, что, судя по докладу Центра стратегических разработок, представленному на той же "Транспортной неделе", эффект от инвестиций в грузовые железнодорожные перевозки значительно выше, чем в автомобильные. На железной дороге один рубль инвестиций дает эффект в полтора раза выше, чем на автомобильном транспорте. Это рассчитано по методу транспортного баланса. Причем эксперты указывают, что госстатистика по автоперевозкам недостоверна, так как не учитывает маленькие компании, в которых всего несколько автомобилей. А таких около половины рынка.

И, несмотря на то что отрасль непрозрачна, приоритет все-таки отдается ей, вместо того чтобы попытаться выравнять транспортный баланс, выстроив его оптимальным для экономики образом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.12.13Нужна предсказуемость