21-03-11 / 2011
Новости отрасли
На сети РЖД простаивает без движения значительное количество вагонов, принадлежащих мелким собственникам

Проблема повышения эффективности использования грузовых вагонов в последнее время обсуждалась немало. Только вот от всех этих обсуждений ситуация лучше не становится. На сети ОАО "РЖД" простаивает без движения, занимая без толку станционные пути, препятствуя пропуску поездов и осложняя работу сортировочных станций, значительное количество вагонов, принадлежащих мелким собственникам, то есть компаниям, владеющим парком до тысячи единиц.

Им, между прочим, принадлежит практически половина всего парка грузового подвижного состава. Причины формально различны: то выгодный груз отсутствует, то нет денег на отправку в ремонт.

Однако порой у небольших собственников попросту нет технологических возможностей эффективно управлять своим парком.

Зато и возможность, и опыт есть у "Российских железных дорог". И компания могла бы эксплуатировать парк на основе агентского соглашения. Центр фирменного транспортного обслуживания готов заключать договоры с владельцами и обеспечивать их парк грузом. Это выгодно всем: грузоотправителям подается гарантированный подвижной состав, ОАО "РЖД" расчищает забитые порожняком пути и получает механизм управления парком.

В наибольшем же выигрыше оказываются сами владельцы, которые получат дивиденды, не затрачивая при этом значительных усилий, достаточно лишь обратиться в РЖД.

Поскольку дело это добровольное, никакой речи, очевидно, о попытках компании "возродить административную систему" тут идти не может. Наоборот, нормально, когда владелец ищет любые пути для того, чтобы извлечь прибыль из своей собственности, и совсем не по-рыночному, когда теряет прибыль, отставляя вагоны от эксплуатации. Тем более эксперты считают, что парки консолидировать все равно придется, ведь опыт других железнодорожных компаний показывает, что огромное количество мелких собственников в одиночку не выживает. Как будет проходить этот процесс, покажет время. Но привыкать к нему с выгодой для себя, для клиентуры и для перевозчика владельцы вагонов могли бы начинать уже сейчас.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.11Брошенный рынок