14-10-13 / 2013
Новости отрасли
На сети ОАО "РЖД" меняются подходы к обслуживанию локомотивного парка

В 2013 году в ОАО "РЖД" была принята концепция развития сервисного обслуживания локомотивного парка. О том, что нового происходит в этой области и как строится взаимодействие ОАО "РЖД" с независимыми сервисными компаниями, на примере группы компаний "ТМХ-Сервис" рассказал Алексей Белинский, генеральный директор УК ООО "Локомотивные технологии".

- На сегодняшний день какие активы объединяет под своим управлением возглавляемая вами компания?

- В первую очередь под управлением "Локомотивных технологий" находятся ООО "ТМХ-Сервис", которое занимается ремонтом и обслуживанием локомотивной тяги в депо, и ОАО "Желдорреммаш", отвечающее за капитальный ремонт на десяти заводах, распределенных по территории всей России. Непосредственным владельцем 75% акций за вычетом двух акций является "ТМХ-Сервис", которое выиграло конкурс на покупку пакета акций у ОАО "РЖД" в декабре 2012 года.

Кроме перечисленных активов, "Локомотивные технологии" консолидируют управление логистическим блоком - ООО "ТМХ-Лизинг" и блоком материальнотехнического снабжения в лице ООО "Торговый дом "ТМХС". Это основные активы холдинга, которые образуют законченный цикл ремонтного обслуживания локомотивов. В большинстве компаний де-юре мы являемся единоличным исполнительным органом - юридическим лицом, исполняющим функции генерального директора.

Наша задача - выстроить высокоэффективную вертикально интегрированную сервисную компанию мирового уровня. У нас есть понимание всех процессов в этой области, мы знаем, в каком направлении двигаться и какие задачи решить.

- Кто ваши клиенты? И какие основные задачи вы перед собой ставите?

- Наиболее важным клиентом для нас является ОАО "РЖД" как самый крупный собственник локомотивной тяги. Кроме того, мы стараемся привлечь к сотрудничеству ряд частных компаний, которые эксплуатируют собственный тяговый подвижной состав. В качестве примера можно привести существующие ремонтные контракты ОАО "Желдорреммаш" с такими компаниями, как "Газпромтранс", "ЕвроХим", "Балттранссервис", СУЭК, "Северсталь", и многими другими. Со всеми этими компаниями мы активно обсуждаем возможность полного сервисного обслуживания их локомотивных парков.

Не секрет, что износ парка тягового подвижного состава отрасли весьма ощутим и без грамотной сервисной поддержки отрасли будет сложно эффективно развиваться. Наша главная задача - добиться бесперебойной эксплуатации локомотивов. Для этого мы и начали формирование нашего холдинга.

- Какие основные рынки сбыта ваших услуг можно выделить?

- Наш ключевой рынок сконцентрирован в России. Он очень объемен, и его еще предстоит осваивать многие годы. Сеть наших заводов и филиалов "ТМХ-Сервис" охватывает все пространство нашей страны, поэтому потенциал для развития огромен. Мы обладаем уникальными конкурентными преимуществами. Нет ни одной другой компании, которая могла бы предложить такой охват. Для железнодорожной отрасли это очень важно.

Если вы посмотрите на географию наших подразделений, то увидите, что у нас есть филиал в Монголии, который отвечает за техническое состояние магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ116УМ и маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ в рамках контракта с Улан-Баторской железной дорогой.

По большому счету наши интересы распространяются там, где существует колея 1520 и по ней ходят известные нам еще с советских времен локомотивы, то есть это пространство СНГ и ряд других стран. Здесь по-прежнему в основной массе используется техника советского производства, которую мы знаем досконально. Такое обстоятельство оставляет нам большие шансы на завоевание этих рынков. Но стоит сразу подчеркнуть, что мы работаем и с новой техникой, так как в большинстве своем она производится в странах СНГ - в России, Казахстане, на Украине. Так, на партнерских основаниях мы обеспечиваем гарантийное и постгарантийное обслуживание поставляемой ОАО "РЖД" техники третьими сторонами.

- Вернемся в Россию. Как известно, любой бизнес проходит этап консолидации и неизбежно сталкивается с какими-то сложностями, многие из которых оказываются в законодательной сфере.

Что-то подобное вам пришлось пройти?

- Мы действительно столкнулись с подобными сложностями, когда ОАО "РЖД" начало экспериментально передавать нам производственные мощности ремонтных депо. В соответствии с федеральным законодательством они ограничены в гражданском обороте. Все это затрудняет интеграцию данного сегмента в наш цикл полного сервисного обслуживания, где за депо закрепляется функция деповского ремонта. Мы не можем приобрести такие объекты в собственность и даже не имеем права арендовать их. Соответственно, нам передаются в управление только персонал и технологическое оборудование по согласованному сторонами договору взаимодействия. Возникает вопрос: как в этой связи обеспечить эффективную работу и полный контроль за процессом? В данном случае нам приходится изыскивать новые формы ведения бизнеса, чтобы обеспечивать клиентам максимальный уровень предоставляемых услуг.

- Расскажите об этих формах подробнее. Для выработки и принятия наиболее эффективной схемы работы мы начали с анализа подобного зарубежного опыта.

Довольно интересные результаты продемонстрировали американские и западноевропейские компании. Например, если обратиться к опыту сервисных подразделений некоторых североамериканских производителей локомотивов, то можно увидеть, что в локомотивных депо располагается своеобразная кладовая производителя тяги и постоянно присутствует инженер-контролер от производителя.

Когда локомотив заходит в депо, инженер следит за технологией ремонта, так как его компания несет ответственность за то, каким образом машина ведет себя в сети, и ставит свою подпись после всех проведенных работ. Эта модель, как наиболее эффективная, была нами адаптирована для первых депо. После этого схема обслуживания локомотивов претерпела значительные преобразования исходя из наших растущих технологических возможностей, и сегодня мы выходим на уровень полного сервиса.

- Какой отклик концепция полного сервиса нашла в ОАО "РЖД"? Компания организационно как-то принимала участие в этом процессе?

- Да, компания запустила пилотный проект "Полный сервис" по доступу персонала сервисных компаний в локомотиворемонтные депо. Это очень важное обстоятельство. В итоге сейчас мы можем говорить об обеспечении контроля всех стадий ремонта локомотивов, и это нам позволяет гарантировать высокий коэффициент технической готовности локомотива для наших клиентов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.10.13По мировым стандартам